Семейный и детский психолог Марина Батракова считает, что «выйти» из ЕГЭ, не навредив психике, можно. Помощь семьи и учителей здесь бесценна, но эмоциональная поддержка должна быть правильной.
«Я это делал много раз»
Альбина Макарова, АиФ-НН: - ЕГЭ задумали как инструмент, открывающий равные возможности для всех абитуриентов. Но первое, чем обернулся этот экзамен, - нервотрёпка. Марина Вячеславовна, как справиться с волнением ребятам, идущим на экзамен?
Марина Батракова: - Вокруг ЕГЭ много заблуждений, страхов и тревог. Чтобы не попасть в ловушку этих мифов и ненужных, токсичных, опасных, мешающих делу эмоций, нужно чётко знать правила проведения ЕГЭ. Это важно: знание того, что и как будет происходить, значительно снижает уровень тревожности.
Выпускник в курсе, что нельзя идти в класс с мобильным телефоном, знает, ручку какого цвета взять с собой, ему известно, где будет проходить экзамен и кто из учителей будет его сопровождать. Дети заранее научились правильно заполнять экзаменационные листы. Пройден даже репетиционный экзамен.
Одиннадцатиклассник смело может сказать: «Я это делал не один раз, меня этому научили».
- Чтобы успокоиться, надо вспомнить репетиционный экзамен? Это поможет?
- Школа очень много делает для подготовки детей к экзаменам, в том числе с психологической точки зрения. На репетиционном экзамене стоит прислушаться к себе и потом вспомнить, как ты там работал.
Люди с сильной нервной системой берутся сначала за простые задания, оставляя сложные на потом. Те, у кого слабая нервная система, поступают наоборот: в первую очередь принимаются за самое сложное. Сразу оговоримся: слабая нервная система - не значит плохая. У каждой системы - свои преимущества и недостатки.
Ребёнку надо вспомнить, с какого задания он начал на репетиции ЕГЭ, было ли ему это комфортно. И делать задания, не ломая комфортный для психики порядок.
Особого внимания и заботы требуют группы риска - отличники и те, кто учится слабо. На первых - огромная ответственность за ожидаемый от них результат, для вторых наступил момент истины, когда проявляется объективная оценка знаний.
«Жаворонки», «совы», «голуби»
- Экзамены начинаются утром. Получается, что дети-«совы» изначально оказываются более уязвимы?
- В зависимости от того, как настроены биологические часы человека, максимальный уровень работоспособности может приходиться на утро у «жаворонков», на день - у «голубей» или на вечер - у «сов». Главное здесь - тоже здравый смысл.
К одиннадцатому классу ваш ребёнок, даже если он «сова», точно знает, что для того, чтобы проснуться выспавшимся, ему надо лечь спать, например, в полночь, но не в 2 часа ночи. Не настаивайте на более раннем отбое. Лучше подстрахуйте ребёнка, заведите не только его будильник, но ещё и свой.
Если ребёнок - «сова», то ему надо понимать, что его интеллектуальная активность требует времени, чтобы разогнаться. Поэтому не стоит пугаться того, что процесс рассматривания заданий и настройка на их выполнение займёт у «совы» чуть больше времени, чем у одноклассников-«жаворонков» и «голубей».
«Не грузите» детей!
- Как лучше провести дни накануне экзамена? Родители иногда бросаются из крайности в крайность: то берутся выполнять все капризы ребёнка по первому требованию, то ударяются в длинные нотации, стараясь высказать всё, что думают об отношении отпрыска к учёбе.
- Основа успеха - здравый смысл. Накануне ЕГЭ не надо напрягаться - ни физически, ни умственно, ни эмоционально. Комфортные условия для ребёнка должна создавать вся семья. Если в семье ссора, а у выпускника завтра экзамен, конечно, это может повлиять на результат. Дома должна быть спокойная атмосфера!
Можно напомнить ребёнку, что ЕГЭ - это серьёзное испытание, но не конец жизни, не драма, не трагедия, но и не комедия. Подбодрите своих детей. Не говорите: «Ты не волнуйся», потому что частица «не» в этом случае психологически не воспринимается. Лучше скажите: «Будь спокоен, будь уверен, ты много лет к этому готовился, ты справишься, я в тебя верю».
Не предлагайте ребёнку успокоительных лекарств - чаще всего они снижают скорость реакции, и на экзамене это может оказать медвежью услугу. Если считаете, что без лекарств не обойтись, - обратитесь к врачу.
Накануне с вечера проверьте, приготовил ли ребёнок одежду, документы, ручки. Это надо сделать именно с вечера, утром в спешке можно что-то забыть. Встаньте пораньше, приготовьте ребёнку лёгкий завтрак, улыбнитесь ему, пожелайте удачи.
В день накануне экзамена никогда не надо что-то резко менять - всё должно быть как обычно.
Ночь перед ЕГЭ - это ночь отдыха. ЕГЭ - не тот экзамен, где что-то может решить последняя ночь, весь материал изучали несколько лет. Ничего зубрить в последний день перед экзаменом тоже не надо - лучше отдохнуть. Не забудьте, что живём мы в мегаполисе. Прикидывая время на дорогу, помните о «пробках».
Чего точно не надо делать родителям - это грузить ребёнка своими страхами, несбывшимися ожиданиями, невоплощёнными мечтами. Родители, имейте силы переносить свою тревогу самостоятельно, для ребёнка сейчас это лишний психологический груз.
ЕГЭ - испытание не только для детей. Для родителей главное в этом испытании - не потерять доверие ребёнка.