Обмеление Волги в высокий сезон, летом, делит великую реку на две части — до Городца в Нижегородской области и после. Чтобы решить эту проблему, предлагалось повысить уровень Чебоксарского водохранилища до 68-й отметки. Категорически против этого варианта выступали и жители, и правительство Нижегородской области.
Сейчас активно обсуждают и просчитывают другой вариант — строительство низконапорного гидроузла в Балахнинском районе. Решит ли плотина давнюю проблему?
Спорное решение
Низконапорный узел вызвал меньше нареканий у экспертов, чем 68-я отметка Чебоксарской ГЭС. Тем не менее, в Нижегородской области не утихают споры по поводу строительства плотины.
Сторонники этого решения утверждают, что оно позволит закрыть проблему судоходства на 40-километровом участке на ближайшие сто лет. Гидроузел планируется построить на 890-м километре судового хода Волги на острове Ревякинский под Нижним Новгородом. Первый этап проекта прошел государственную экспертизу.
«Мы утратили сквозное судоходство по Волге, и это сказалось на перевозке туристов круизными судами. Для устранения инфраструктурных ограничений необходимо, в первую очередь, построить Нижегородский и Багаевский гидроузлы», — говорил прежний министр транспорта РФ Максим Соколов, когда принималось решение по поводу строительства плотины.
Жителей Балахны, Заволжья, Городца и Сормовского района Нижнего Новгорода проект затронет напрямую. В электронной петиции говорится о возможных последствиях. Это вероятное подтопление и заболачивание части населенных пунктов Балахнинского и Городецкого районов и поселка Копосово в Нижнем Новгороде; ухудшение качества питьевой воды (для Нижнего Новгорода ее берут в Волге на сормовском водозаборе); уничтожение мест обитания некоторых краснокнижных животных и растений и другое. К тому же для экологов утверждение, что Волга мелеет, неочевидно.
«Когда лет пять назад начались разговоры об обмелении реки, мы взяли показатели объёма воды, протекающей в Волге у гидроузла Волгоградской ГЭС в год с 1879 года, — говорит руководитель нижегородского экоцентра «Дронт» Асхат Каюмов. — Выяснили: с этих лет по настоящее время около Волгограда протекает такой же объём воды, даже с небольшим увеличением. Другой вопрос — что мы сделали на реке каскад гидроэлектростанций и пытаемся его регулировать. Получается плохо. У нас всю зиму около Городца Нижегородской области уровень воды в Волге такой, что никаких проблем для судоходства нет. С ноября по апрель там прекрасно можно пройти судам, одна беда — лед на воде. А в навигацию там воды для нормального прохождения судов уже не хватает».
По словам руководителя грантового проекта Русского географического общества «Экспедиция „Плавучий университет Волжского бассейна“» Станислава Ермакова, комплексные экологические исследования состояния реки на всем ее протяжении сейчас отсутствуют.
«Между тем на основе существующих недостаточных изысканий пытаются принимать какие-то серьезные решения. На мой взгляд, чиновники не взаимодействуют с экспертами по самым острым вопросам жизнедеятельности реки. Все это вместе ведет к отсутствию комплексного подхода к исследованию проблем Волги», — отметил Станислав Ермаков.
Альтернатива есть?
В апреле на заседании научного совета РАН по проблемам геоэкологии, инженерной геологии и гидрогеологии министр экологии и природных ресурсов Нижегородской области Денис Егоров заявил, что проект плотины в том варианте, в каком он рассматривается сегодня, не имеет научно обоснованной оценки экологического ущерба.
«Мы не можем допустить строительства гидроузла без выполнения необходимых защитных мероприятий. Любой проект обеспечения судоходства на Волге должен улучшать экологическую ситуацию в Балахнинском и Городецком районах, а не наоборот», — заявил министр.
По его словам, до сих пор не проведено сопоставление разработанного проекта строительства гидроузла с альтернативными вариантами обеспечения судоходства. Речь идет о строительстве третьей нитки нижней ступени шлюзов Городецкого гидроузла с пониженным заложением порога. Денис Егоров напомнил, что этот проект предлагался экспертами еще до 2000 года.
По итогам заседания эксперты РАН приняли решение о том, что нужно провести дополнительные исследования с учетом полной информации по всем социально значимым аспектам строительства.