Примерное время чтения: 8 минут
722

Тревожный звонок для учителя. Почему в наших школах всё больше конфликтов

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 46. Аргументы и Факты - Нижний Новгород 13/11/2024

Почти каждый день мы слышим о стычках детей и школьных педагогов. Из двух спорящих больше не прав тот, кто взрослее, чаще всего после публичной ссоры и серии проверок учитель уходит с работы. Хотя вакансий в наших школах и так очень много, а кадров – мало.

Что не так с современными детьми, учителями, родителями? Кто должен разрубить этот узел проблем? Разбирался nn.aif.ru.

«Ты глухая?»

В школе рабочего посёлка Тонкино Нижегородской области недавно случилась беда – 11-летняя ученица впала в кому, после того как учительница накричала на неё.

Девочка – пятиклассница. Дело было на уроке географии, которая с 1 сентября стала для её класса новым предметом. У ребёнка проблемы со слухом. Новый учитель была не в курсе и попросила девочку пересесть. Но та распоряжение педагога не расслышала. Тогда учитель начала кричать, в частности, при всём классе грубо спросила: «Почему ты мне не сказала, что ты глухая?»

По словам мамы, от криков и унижения девочка была морально подавлена – раньше к слабослышащему ребёнку в школе относились очень бережно. Школьница начала задыхаться, у неё заболели голова и живот, «скорая помощь» увезла девочку в больницу в областной центр. Анализы показали: резко подскочил сахар в крови. В результате девочка впала в кому, а потом, выйдя из неё, долго оставалась в тяжёлом состоянии. 

Педагога уволили. Выяснилось, что на этого учителя уже жаловались не раз – якобы женщина нередко кричала на уроках на детей. Но заменить её было некем… Сейчас правомерность действий педагога проверяют региональное Следственное управление СК России и прокуратура. Родители пятиклассницы намерены добиваться возбуждения уголовного дела. Сама учительница считает, что её намеренно травят: «Сейчас не жалуется на учителя только ленивый».

Провокаторы за партой

Как-то в школе села Истье Рязанской области тоже вышел скандал: учитель математики после перепалки с семиклассником дала ему книгой по голове и затем ударила по лицу. Одноклассница побитого всё это сняла и отправила видео в Сеть.

43-летняя преподавательница, приехав в Россию из Казахстана, работала в школе меньше года. После публикации видео стали говорить, что за ней уже замечали случаи рукоприкладства, но выносить сор из избы не хотели.

Выяснилось, что на педагога жаловались и собственные дети – она воспитывает двух дочерей и приёмного сына, на неё даже дважды заводили уголовные дела. Но мать раскаивалась. На этот раз вновь возбудили уголовное дело – по статье «Ненадлежащее исполнение обязанностей». На следующий же день учительницу уволили.

Родители пострадавшего мальчика и он сам сразу сказали, что обид на учителя у них нет. А вот родители девочки, снявшей разоблачительное видео,  быстро перевели дочь в другую школу.

Класс раскололся – половина сочувствовала парню, другая – учителю. Коллеги тоже сетовали, что ученики сейчас часто провоцируют учителей на эмоциональную реакцию. 

В школе №3 Ярославля личный конфликт и вовсе перерос в долгое противостояние двух «кланов» – родителей и учителей. Осенью 2023 года дети пожаловались на психологическое давление учителя физики и информатики: якобы он не давал детям знаний, а плохие оценки ставил регулярно. Когда родители приходили в школу, чтобы разобраться, им даже предлагали уйти из учебного заведения, рассказала мама одного из учеников Ирина Норватова.

История затянулась на полгода, страдали дети. Разбираться в ситуации пришлось детскому омбудсмену Ярославской области Михаилу Крупину – к нему поступили десятки обращений! «В конфликт были вовлечены более 100 участников образовательного процесса: учителя, администрация, родители, учащиеся. После многочисленных проверок внутренние противоречия и недоговорённости остались. Возможно, однажды всё вспыхнет с новой силой?

Во Владимире тоже был нешуточный скандал: учитель английского ударил семиклассника. Видео моментально попало в соцсети. 

– Учитель очень добрый, отзывчивый, харизматичный. Я искренне не понимаю, как можно было довести такого спокойного человека, – рассказывала мама одной из его учениц.

Другие осуждали методы воспитания: мол, ни при каких обстоятельствах взрослый мужчина не должен поднимать руку на ребёнка. Пусть пострадавший и оказался из числа трудных детей, несколько раз пытался сорвать урок и вывел педагога из себя.

Учителя уволили, последовало уголовное дело по статье 156-й УК РФ – ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего педагогическим работником, сопряжённое с жестоким обращением с ребёнком. Дело рассматривает суд.

Видимо, таких прецедентов будет только больше.

Идеальных не бывает

Психолог Дарья Ветрова:

«Профессиональное истощение – проблема, с которой сталкиваются многие педагоги. Причём исследования показывают, что особенно часто выгорают именно молодые учителя.

Они не дают себе права на ошибку, стремятся быть идеальными. Не получается? Решают уйти из профессии. Иногда это правильное решение.

Как любая работа с людьми, профессия педагога требует развития эмоционального интеллекта. Надо сердцем, а не умом учиться понимать других людей. Часто именно эмпатия помогает учителю не срываться.

Я бы советовала людям «помогающих» профессий, к которым относится педагогика, освоить дыхательные техники. Вроде бы банально: выдохните и забудьте. Но поверьте, иногда простые дыхательные упражнения помогают снять напряжение.   

Отличный ресурс для восстановления у педагогов – длительные школьные каникулы. Согласитесь, не у всех есть такие отпуска.

На мой взгляд, психоэмоциональное тестирование всё же должно быть «на входе» в профессию учителя». 

Гармония важнее всего

У педагогов нет профессиональных инструментов и технологий, которые бы позволяли иметь в запасе несколько нетоксичных сценариев действий в сложных ситуациях. Как у стюардесс, например.

«Учитель, который наорал на ученика, распустил руки, – это человек, не сумевший себя эмоционально защитить. - считает Галина Клочкова,  директор частной гимназии им. М.В. Ломоносова  (Нижний Новгород). - Здесь всем надо думать, собирать кейсы, прорабатывать их со специалистами.

Второй момент – сами дети. Сложная школьная программа с большими нагрузками плюс непременная ориентация на результат – и понятие нормы в эмоционально-волевой сфере у детей размывается совсем! Даже с виду нормотипичные дети, которых сейчас в принципе мало, теряют базовые настройки.

А всех продолжает волновать только результат, и в первую очередь родителей. Они потом в социальных сетях будут осуждать учителей, но сначала требуют хорошей успеваемости любой ценой.  

В этих направлениях нам предстоит работать всем. И управленцам, которые должны позаботиться о своих кадрах, и родителям – им пора подумать о том, что они на самом деле хотят от школы.

В конечном итоге, я за школы, для которых на первом плане здоровье учеников, их психоэмоциональная гармония. На самом деле только это важно».

Вспомнить, почему ты педагог

Общественный деятель, многодетная мать Татьяна Фалина:

«Безусловно, сейчас другие дети, родители, и учителя другие. И получается, что старые педагогические методы не работают, а новых никто особо не придумал. Педагогам с современными детьми реально очень сложно, но что делать, они не знают. 

Как родитель я всегда старалась искать с педагогами точки соприкосновения, вступала в диалог. Например, соглашалась, что мои приёмные дети не самые простые, объясняла причины такого поведения. Говорила, что я сама иногда не в силах с ними справиться. Мы с учителями пытались решить проблемы сообща: я слушала их советы, они – мои.

На мой взгляд, современным педагогам обязательно нужно давать возможность профессионально обновляться, освежать свои ощущения от работы, вспоминать, зачем они, собственно, когда-то выбрали эту стезю. А учить детей, думаю, именно призвание, а не просто работа.

А огульно увольнять учителя, у которого произошёл эмоциональный срыв, не надо. Но если у человека принципиальная позиция орать на детей, место ли ему в профессии?»

Языком цифр

  •   500 учителей не хватало в школах Нижегородской области, по данным регионального минобрнауки на I полугодие 2024 года. Всего в школах региона на июль 2024 года работали 21 тыс. педагогов.
  •  В департаменте образования Ярославля сообщили, что в 2023 году в школах города не хватало больше 100 специалистов. 
  •  Больше всего нужны учителя иностранных языков, русского языка, литературы, математики и начальных классов.
Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно