Завершается первый месяц учебы в школе. Ученики входят в ритм, а педагоги уже с головой погрузились в работу. Сейчас много говорят о профессиональном выгорании учителей, о том, что они тонут в бумагах, черствеют, покрываются бронёй. Но, решив поговорить о роли классного руководителя в детской судьбе, мы нашли истории исключительно о чуткости, неравнодушии и настоящем профессионализме педагога.
Пусть нашим детям встречаются именно такие классные руководители! С подробностями –nn.aif.ru.
Важный звонок
Нижегородцы Шумаковы всегда очень гордились успехами сына. В школе мальчик шёл на золотую медаль, занимался спортом, был добрым и отзывчивым. Но когда парень учился в десятом классе, из семьи после 20 лет брака неожиданно ушёл отец. Мужчина перестал общаться и с сыном тоже. А мама Ирина полностью погрузилась в свои переживания…
Пока однажды её не потревожил звонок Ирины Борисовны Радченко, классного руководителя сына. Взволнованная учительница сообщила, что мальчик стал вести себя странно: стал рассеянным, равнодушным к учёбе, чего раньше не было никогда. Педагог осторожно спросила у парня, всё ли дома хорошо. И тот признался: родители разводятся, он сильно это переживает, а маме не до него.
«Но меня учитель не ругала, не использовала назидательный тон, а просто спросила: «Может быть, вам чем-то помочь? Хотите, поговорим?» – вспоминает Ирина. – А я действительно ни с кем из близких не могла проговорить уход мужа – как будто ком в горле встал. А тут наконец вылила всю свою боль…»
Потом жнщины обсудили, как поддержать мальчика, чтобы он нормально окончил школу.
Ирина ради сына взяла себя в руки. Её мальчик окончил школу с золотой медалью, на высокие баллы сдал ЕГЭ и поступил в один из лучших вузов России. Возможно, всего этого могло не быть, если бы не поддержка классного руководителя, столь важного успеха в жизни ребёнка могло бы и не случиться…
Уроки от школьной мамы
С теплом вспоминает своего классного руководителя ярославец Олег Дементьев. «Мама Галя» – так молодой человек вместе с одноклассниками называл педагога Галину Николаевну Степанову.
Олег с детства заикался, а ещё в начальных классах у него были проблемы с почерком. «Даже родители от моих каракулей были в ужасе», – вспоминает он.
Но дело взялась исправить Галина Николаевна. После уроков она занималась с Олегом порой до самого вечера в школе или даже у педагога дома. Вместе заполняли прописи, работали над речью. «Мама Галя» учила Олега правильно стоять перед зеркалом – потенциальной аудиторией.
Дополнительные уроки давались нелегко. «Мы могли тянуть звук «а» больше получаса, чтобы голос становился крепче. Даже соседи иногда злились, что мы занимаемся глупостями. Но Галина Николаевна сделала главное – помогла мне обрести уверенность. Заикался я всё меньше», – вспоминает Олег.
То время Олег до сих пор вспоминает с теплотой. И пример своего классного руководителя вдохновил его самого стать педагогом. Олег стремится относиться к ученикам как «мама Галя» – как к собственным детям.
Рязанец Сергей до сих пор вспоминает своего классного руководителя из начальной школы Валентину Дмитриевну Воробьёву. Серёжа с мамой в 1990-е годы жили очень бедно. Какая там одежда – денег в семье с трудом хватало на еду! Мальчик ходил в стареньком школьном костюме и рваных кедах. Маме было очень неловко, но, работая с утра до вечера, она не могла купить сыну новые вещи.
Однажды Валентина Дмитриевна попросила Серёжу остаться после уроков. Когда все ребята ушли, классный руководитель подозвала его и подарила… кроссовки. Не новые, но в хорошем состоянии. Серёжу это очень тронуло. Он застеснялся, но подарок взял. Вечером показал маме. Думал, мама скажет, что надо вернуть. Но мама вздохнула и попросила передать Валентине Дмитриевне большое спасибо за помощь. Позже классный руководитель подарила мальчику ещё несколько вещей.
Сергей всю жизнь помнит поступок Валентины Дмитриевны. И во взрослой жизни взял правило – не носить вещи до дыр, чтобы можно было потом передать их ещё кому-то. Сначала отдавал всё ненужное знакомым, которые жили скромно. А потом, когда у Сергея появились дети, все вещи стал относить в разные социальные центры.
Сделала человеком
Видимо, настоящие педагоги похожи друг на друга во все времена. Лидия Семёновна, теперь уже бывший руководитель крупного сельскохозяйственного кооператива во Владимирской области, часто рассказывала внучке о своей учительнице Татьяне Фёдоровне Фадеевой. Бабушка была уверена: благодаря классному руководителю она смогла стать человеком.
Лида жила под Меленками, в небольшом селе, её родители воспитывали восемь сестёр и братьев, Лида была второй по старшинству. На ней почти всё хозяйство и держалось, и малыши были полностью на Лиде, пока родители в колхозе трудились.
И всё равно была у бабушки мечта – окончить школу. Сил и времени на учёбу не хватало. На уроках, куда ей удавалось попасть раз-два в неделю, Лида просто засыпала.
Татьяна Фёдоровна всё понимала. И как-то раз после занятий пришла к Лиде домой. Первым делом помогла девочке по хозяйству, а потом стала объяснять пропущенные темы по русскому языку. Малыши в это время расселись по лавкам, затихли и слушали учителя, открыв рот.
Так Татьяна Фёдоровна и проговорила до прихода родителей. А маме с папой объяснила, что их Лида – умная девочка и, если будет ходить в школу, сможет и в институт поступить, а потом как специалист помочь родному колхозу.
Мать с отцом задумались. И попросили старушку-соседку иногда приглядывать за малышнёй, чтобы Лида могла учиться.
Татьяна Фёдоровна поговорила и с другими учителями, и те пошли навстречу – подтягивали Лиду по своим предметам как могли. Сумев окончить школу, девочка действительно поступила в институт, выучилась на агронома и вернулась на малую родину. А через 10 лет сама возглавила хозяйство.
Значимый взрослый
Лучший классный руководитель Нижнего Новгорода-2024 учитель английского языка лицея № 8 им. академика Е.К. Фёдорова Оксана Лисиченко:
«Подростком я очень хотела быть похожей на своего классного руководителя Светлану Николаевну Никольскую, поэтому пошла в педагогический вуз. Именно бывшая классная руководительница помогла мне спустя 15 лет вернуться в профессию. Перед возвращением на работу позвонила Светлане Николаевне и призналась: «Я боюсь возвращаться в школу, наверное, всё забыла». А в ответ услышала: «Всё получится! По-другому просто быть не может». Мы до сих пор на связи…
На мой взгляд, классный руководитель для ребёнка – это наставник и старший друг. По моему глубокому убеждению, в основе этих отношений лежит доверие. Всё же задача классного руководителя – помогать детям не только в учёбе, но и в разрешении разных сложных жизненных ситуаций. Это можно сделать формально, а можно с глубоким уважением и любовью к детям. Только тогда ты получишь колоссальный отклик! Ребята должны знать: в их жизни кроме мамы и папы есть значимый взрослый, который выслушает и поймёт. При этом он не всегда одобрит их поступки, но всегда поможет.
Если в роли классного руководителя оказался случайный человек, думаю, никакие денежные надбавки не заставят его любить детей.
С другой стороны, классный руководитель постоянно находится на связи с учениками и их родителями, всегда готов поддержать творческую инициативу или найти нужные слова и разрешить трудную ситуацию. Классный руководитель – это особая должность, особое звание! Конечно, приятно, когда наш труд по достоинству оценивается государством».