Примерное время чтения: 7 минут
1259

Талисман на продажу. В Нижнем Новгороде появится символ 800-летия города

Талисманы, придуманные к конкретным событиям, редко кому нравятся, но потом их с удовольствием покупают.
Талисманы, придуманные к конкретным событиям, редко кому нравятся, но потом их с удовольствием покупают. Правительство Нижегородской области

В Нижнем Новгороде выбирают главный символ к 800-летию города. Из сотен заявок компетентное жюри отобрало пять. Однако варианты-финалисты вызвали массу споров.

Каким должен быть талисман будущего торжества? Поможет ли он туристам полюбить наш город? И почему у Нижнего до сих пор нет собственного бренда?

Стрелочка или Снегурочка?

В 2021 году в Нижнем Новгороде отметят 800 лет с момента основания города на слиянии Волги и Оки. Столь крупный юбилей решили широко отметить. Конечно, у торжества должен появиться свой символ или маскот (от фр. mascotte — амулет на удачу, талисман). Все желающие с начала года могли отправить организаторам праздника свои варианты талисмана 800-летия. Их авторами были как профессиональные художники, так и новички. Особенно старались дети.

Далее жюри, в него вошли известные нижегородцы, отобрало главных претендентов на звание талисмана – олень Олеша, Стрелка, Оленёнок-супергерой, Стрелочка и Кремлёнок, парочка дятел Гор и оленёнок Нино. Выбирают талисман 800-летия народным голосованием, начиная с 29 июля. А пока в социальных сетях идёт активное обсуждение маскотов. Причём чаще всего нижегородцам категорически не нравились предложенные варианты. Стрелочка и Кремлёнок многим напоминали коренных жителей Крайнего Севера, Стрелка – Гарри Поттера, а создателя оленёнка Нино и вовсе обвиняли в физической незаконченности образа.

«Более менее мне понравился образ Стрелки, но и она совершенно не ассоциируется с этим традиционным символом города, скорее со Снегурочкой», – говорит общественный деятель Татьяна Грачёва. – Причём здесь дятел, который больше похож на ворону, вообще непонятно. Да, для нижегородцев традиционный символ города – олень. Но знают ли об этом туристы? А, как я понимаю, образ талисмана во многом рассчитан именно на гостей города. Значит, он должен быть понятен всем».

Татьяна Грачёва считает, что голосование за талисман 800-летия стоило сделать общероссийским и спросить мнение о маскотах праздника у жителей других городов России.

«А пока от этого конкурса полное ощущение самодеятельности и что его целевая аудитория – дети, а не туристы, – продолжает Татьяна Грачёва. – Всё же у огромного промышленного мегаполиса, отмечающего 800-летие, должен быть серьёзный символ».

Парочка дятел Гор и оленёнок Нино получила большинство голосов нижегородцев.
Парочка дятел Гор и оленёнок Нино получила большинство голосов нижегородцев. Фото: Правительство Нижегородской области

Они такие наивные

Нижегородский художник Артём Филатов был членом жюри конкурса талисманов. Он считает, что это было открытое соревнование и все, кому было интересно создать образ к 800-летию Нижнего Новгорода, могли в этом поучаствовать. Артём признался, что как художник совершенно не заинтересован в таких проектах, поскольку об искусстве речи не идёт. Более того, он не понимает общество тех же графических дизайнеров или художников, которые рассматривают участие в таких проектах как некий полигон для извлечения каких-то профессиональных дивидендов.

«На мой взгляд, важно понимать, что вся эта история с талисманами праздников, городов, культурных и спортивных событий – дело несколько наивное, – уверен Артём Филатов. – Оно и придумано для того, чтобы создавать простые, немного детские связи между людьми. Я давно наблюдаю за традицией создания маскотов в Японии, где есть уже целая культура таких проектов. Там префектуры собирают детей, которые рисуют мышей, цикад, кротов в качестве символов тех или иных событий. Никаких профессионалов с коммерческими предложениями. В том-то и суть маскотов – их создают простые люди».

Эксперты считают, что в России культура создания талисманов для определённых событий не очень развита. В той же Японии актёры, переодетые в ростовые куклы с образами маскотов, выполняют большую социальную функцию: ездят на предприятия, в школы, встречают официальные делегации.

Жюри и многим жителям города пришёлся по душе участник конкурса символов к 800-летию Нижнего Новгорода – талисман по имени Нижобла. Образ нелепого и забавного зверька в финал соревнования маскотов не прошёл. Нижоблу создали в нижегородской студии графического дизайна. Профессионалы решили поучаствовать в конкурсе из-за желания немного отдохнуть от рабочих будней. Любая работа по контракту предполагает некие рамки и обязательства, а здесь автор волен делать что хочет.

«Нижний Новгород как его не пытаются к 800-летию сделать современным и модным, всё равно остаётся спокойным и несколько провинциальным городом, – объясняет свою идею креативный директор студии графического дизайна Николай Ткаченко. – Местами он не про моду, а про основательность, местами про практичность, а не про следование тенденциям. Нижобла все эти черты отражает, и мы немного с иронией постарались посмотреть на свой город. У нас не было задачи сделать оленя-молодца, который всех победит. Это очевидный символ Нижнего, а талисман праздника должен быть уникальным».

С точки зрения профессионалов, маскоты – сложная тема. Они всегда всем не нравятся, не важно ребёнок или заслуженный художник их создаёт. При этом потом эти талисманы с удовольствием покупают. Возможно, потому что они обрастают флёром воспоминаний об определённых событиях.

Хоть Нижобла в финал конкурса талисманов не вышла, но её создатели решили выпустить лимитированную серию кукол ручной работы. Часть выручки от продажи Нижоблы решено передавать в общественную организацию, которая занимается лечением и спасением от вырубки деревьев в черте Нижнего Новгорода.  

От автомата до матрёшки

У Нижнего Новгорода с талисманами полная неразбериха, считает Анна Вингурт, организатор туристических путешествий.

«Есть давняя проблема: туристы не знают, что увезти из Нижнего Новгорода в качестве сувенира – портрет Максима Горького, изображение Дмитриевской башни или что-то ещё.

Уже много лет у нас нет бренда Нижнего Новгорода. Вроде приглашали для обсуждения этого вопроса московских и нижегородских специалистов, но ничего не изменилось. Часто в качестве сувенирной продукции у нас продвигают народные художественные промыслы (НХП) – хохлому или городецкую роспись. Но это бренды Семёнова и Городца, а не Нижнего.

На самом деле у России есть чёткие бренды, с которыми ассоциируется наша страна в мире – автомат Калашникова, Волга, медведи, матрёшки. И часть этих брендов приходится на Нижегородскую область. Может, воспользоваться ими?

Я вспоминаю, что даже к чемпионату мира по футболу два года назад тоже никакого талисмана с привязкой к региону предложено не было. Продавцы сувениров сами кустарно изготавливали магниты с изображением собора Александра Невского и стадиона, а также матрёшек – это и покупали туристы.

На мой взгляд, бренд Нижнего Новгорода – это промышленность и оборонка. Однако эту тему обыграть довольно сложно. Вот и получается у нас некая эклектика в символике – НХП, символы ЧМ-2018, теперь ещё эти милые талисманы к 800-летию. Возможно, они всех и спасут».

Языком цифр

На конкурс талисманов 800-летия Нижнего Новгорода прислали 220 эскизов.

5 эскизов выбрало из присланных работ жюри, состоящее из художников, дизайнеров и известных нижегородцев.

Народное голосование на сайте организаторов торжества длилось с 29 июля по 6 августа 2020 года.

15 августа подведут окончательные результаты народного голосования за талисман 800-летия Нижнего Новгорода.

За парочку дятла Гора и оленёнка Нино отдали голоса 32,9% нижегородцев.

Интересные факты

Олимпийский мишка – самый известный маскот в истории нашей страны.

Символом празднования 1010-летия Ярославля стала скромная надпись «1010 Ярославль 2020», окружённая листьями.

Уже пять лет талисман хоккейного клуба «Рязань» – сине-белый глазастый гриб, олицетворяющий поговорку «А у нас в Рязани – грибы с глазами».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно