Модель авто, управляемого силой мысли, регион представил на выставке «ИННОПРОМ-2018» в Екатеринбурге. Глава Нижегородской области Глеб Никитин показал разработку вице-премьеру российского правительства Дмитрию Козаку.
Шанс для миллионов
Нейромобиль - инновационная разработка Нижегородского государственного университета имени Н.И. Лобачевского. Проект реализуют по федеральной целевой программе «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы».
- Нейромобиль позволит сделать более комфортной и свободной жизнь миллионов россиян, - говорит Глеб Никитин. - Он нужен людям с патологиями конечностей, церебральным параличом, последствиями травм головы, рассеянным склерозом и другими заболеваниями. По данным разработчиков, в России около 13 млн человек, которые пока ограничены в мобильности из-за особенностей здоровья. Нейромобиль мог бы помочь им преодолеть эти трудности.
Решение за пилотом
Система управления такой машины транслирует устройству биоэлектрические сигналы пользователя, в том числе его головного мозга, превращая их в команды, объясняют разработчики. Причём учёные ориентируются на разные категории людей с ограниченными возможностями - на тех, у кого осталась мышечная активность, и на тех, у кого она полностью отсутствует.
- Автомобилем управляет целый комплекс датчиков, которые могут анализировать окружающую обстановку и информировать, предупреждать водителя, - объясняет руководитель лаборатории разработки интеллектуальных биомеха-тронных технологий ННГУ им. Н.И. Лобачевского Василий Миронов. - Машина не принимает решений самостоятельно, система управления выступает как ассистент. Мы всё равно оставляем окончательное решение за человеком. Пилот - главный в автомобиле, и его воля ключевая. С помощью сенсоров мы узнаём о его намерениях, и они транслируются в систему управления автомобиля.
Безусловно, над нейромобилями трудятся учёные и в других странах. Нижегородскую модель от лучших мировых аналогов отличают более низкое энергопотребление (на 30-55% меньше) и самый высокий удельный крутящий момент. Кроме того, себестоимость отечественного нейромобиля ниже, чем зарубежных образцов.
Нижегородский нейромобиль ориентирован в первую очередь на личное использование. На рынке есть аналоги, но они требуют перекомпоновки классических автомобилей - в них интегрируют ручное управление.
- Конструктив нашего автомобиля предусматривает возможность открыть заднюю дверцу и опустить пневмоподвеску. Так мы получаем наклонную плоскость, и человек на инвалидной коляске может свободно въехать в салон, - добавляет Василий Миронов.
По оценкам разработчиков, они будут готовы к запуску серийного производства нейромобилей в 2021 году.
Всего на «ИННОПРОМ-2018» побывали представители 43 предприятий Нижегородской области. Регион презентовал в Екатеринбурге более 20 инновационных импортозамещающих разработок.
Мнение
Глава Нижегородской области Глеб Никитин:
- В числе наших разработок, показанных на выставке, - нейромобиль, компактная суперЭВМ, не имеющая аналогов в России и входящая в десятку самых быстродействующих в мире, и многое другое. Главная цель презентации региона на промышленном форуме - найти партнёров для нижегородских предприятий. Новые заказы для региональной промышленности - это рабочие места для нижегородцев, дополнительные доходы бюджета и сотрудников предприятий.