В некоторых российских городах вводят единый дизайн-код для бизнеса. Вскоре облик ларьков, вывески различных заведений будут не просто информировать людей, но и улучшать художественный облик города. Готовы ли бизнесмены «сделать красиво» и кто за это заплатит?
Накладное единообразие
Нижегородский предприниматель Александр Бобров решил открыть в одном из новых жилых комплексов ларёк с молочной продукцией. Купил для этого белый тонар за 30 тыс. руб., получил у застройщика ЖК разрешение на его установку, оплатил аренду.
Выяснилось, что рядом с ларьком Александра будут стоять ещё несколько торговых точек. Там будут продавать мясо, овощи и фрукты, бакалею. И вдруг через две недели владельцы ларьков получили уведомление, что обязаны привести торговые точки к единому внешнему виду. Для этого они должны обтянуть тонары одинаковой плёнкой зелёного цвета, иначе в аренде им будет отказано.
«Арендодатели предложили нам контору, которая готова эти работы выполнить, – вспоминает Александр. – Цена вопроса – 8 тыс. руб. Это стоимость месяца аренды. Мы согласились. Простояли наши торговые ларьки в этом жилом комплексе месяца два – бизнес не пошёл. В итоге мы разобрали тонары, и плёнка пришла в негодность. Если на каждом новом месте будет свой дизайн-код, очень накладно для малого бизнеса ему соответствовать!»
Однако даже после такого опыта Александр уверен: облик нестационарных торговых объектов и вывесок в городе пускать на самотёк нельзя.
«Общий стиль должен быть, – продолжает бизнесмен. – Иначе будет, как на Московском вокзале в 1990-е годы: пёстрые киоски. Но я предпочёл бы знать, что мне такие траты предстоят. В договоре на аренду этого прописано не было».
Кстати, как потом узнал Александр Бобров, застройщик жилого комплекса не имел права сдавать предпринимателям землю в аренду и тем более обязывать приводить ларьки в соответствие определённым требованиям. Вправе это делать только муниципалитет.
Эта неправильная вывеска
Как сообщили «АиФ-НН» в департаменте градостроительного развития и архитектуры Нижнего Новгорода вскоре дизайн-код для бизнеса действительно введут на всей территории города. Уже есть дизайн-проекты и утверждённые архитектурно-художественные концепции для улиц Большая Покровская, Варварская, Белинского, Нижневолжской набережной, Бетанкура и Бекетова.
На днях директор департамента градостроительного развития и архитектуры Нижнего Новгорода Алла Коновницына заявила: после мониторинга улиц в центре города специалисты ведомства обнаружили 510 несогласованных вывесок. Оказалось, 90% информационных конструкций не отвечают требованиям уже существующего для них дизайн-кода.
Так, они должны соответствовать цветовому решению фасада и архитектурно-художественной концепции улицы, размер букв и высота их расположения должны быть единообразными. Также в исторической части города нельзя размещать световые короба, а только объёмные буквы. Написать вывеску латиницей допустимо только в том случае, если бренд зарегистрирован именно так и на это есть свидетельство.
«Если раньше предприниматель получал согласование на размещение вывески, то теперь, если она не соответствует разработанному дизайн-проекту для конкретного здания, согласование перестаёт действовать», – объяснила Анна Коновницына.
Эти нормативы распространяются не только на вывески, но и на ларьки, малые архитектурные формы, уличную мебель и элементы адресной навигации.
При этом муниципалитет согласовывает размещение конструкции в рамках архитектурной концепции города. Но если речь идёт о жилом многоквартирном доме, нужен ещё протокол согласования с собственниками всех помещений в доме. Для этого надо обращаться в ДУК или ТСЖ.
Давай оставим всё как есть?
Предпринимательское сообщество не в восторге от предстоящих нововведений.
«Естественно, предприниматели недовольны, – уверен председатель ассоциации общественного питания Нижегородской области «Есть!» Юрий Попов. – Ранее выданные согласования отменяют. Законопослушные бизнесмены вынуждены опять тратить немаленькие деньги и время. И всё это – на фоне разговоров о поддержке малого бизнеса в крайне непростых нынешних условиях продолжающегося кризиса».
Некоторые предприниматели для своих заведений разрабатывали фирменный стиль, на основе которого делали те же вывески. В хорошей дизайн-студии Нижнего Новгорода расценки на такие слуги начинаются от 150 тыс. руб. А теперь всё придётся переделывать под дизайн-код города?
«В прошлом году мы всё меняли и приводили в порядок летние веранды кафе, теперь добрались до вывесок и прочего, – рассуждает креативный директор нижегородской дизайн-студии Николай Ткаченко. – Это опять груз затрат для местного бизнеса. Вывеска для кафе обычных размеров — это расходы в 80-120 тыс. руб. Для небольшого, семейного, несетевого бизнеса — расходы серьёзные. Мы же хотим развивать свой, местный, небольшой бизнес? Может быть, нужно перестать изымать из бизнеса ресурсы на нормы, которые меняются примерно раз в два года? Как это часто бывает, хорошие, правильные идеи реализуются настолько топорно и неумело, что хочется попросить оставить всё как есть».
За всё заплатят простые люди
Менять дизайн-код для бизнеса надо постепенно.
«Идея привести внешний вид Нижнего Новгорода в порядок изначально хорошая, - считает директор консалтинговой компании Юрий Кузьмичёв. - В этом отношении у нас сейчас полная вакханалия. Вопрос: насколько профессиональны разработчики этого дизайн-кода? Не повлияют ли перемены на узнаваемость бизнеса?
Более того, обидно, что люди много лет работали вроде как под изначально согласованными городскими властями вывесками. А теперь им предлагают всё переделать! С удовольствием это сделают только предприниматели, которые задумывались о переформатировании фирменного стиля, или те, кто давно хотел ремонта.
Введение дизайн-кода станет толчком для перемен. Но кто за это заплатит? Потребители. Хотим мы того или нет, но все изменения в бизнесе – налоговые, правовые, стилистические – оплачиваются из кармана простых людей. Другое дело, что потребитель у нас в Нижнем Новгороде не особо богат в последнее время, чтобы с него какие-то косвенные поборы делать.
Надо придумать какое-то решение, чтобы были учтены интересы города и бизнеса. Как это сделать?
Возможно, процесс смены вывесок, обликов нестационарных торговых объектов, должен быть постепенным. Например, в течение пяти лет. Нельзя это делать одним днём».