Примерное время чтения: 6 минут
675

Сделано в Горьком. Чем снабжала СССР будущая столица ПФО

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 35. Аргументы и Факты - Нижний Новгород 28/08/2024
Анна СИНГОСИНА / "АиФ-Нижний Новгород"

17 августа древний и вечно молодой Нижний Новгород празднует свое 803-летие. Но ещё не так давно он был славным городом Горьким. Этот промышленный и научный центр СССР подарил стране немало разработок и товаров, которые были в каждой советской семье. Nn.aif.ru с ностальгией вспоминает о них.

Автомобиль «Волга»

Нельзя говорить о Горьком и не упомянуть автомобили «Волга». Первая машина сошла с конвейера Горьковского автозавода в октябре 1956 года. Легендарную двадцать первую модель собирали до 1970 года, её ценили за надежность и комфортабельность. 

На смену ей пришел автомобиль ГАЗ-24 «Волга», модификации которого выпускались для такси, милиции, спецслужб. Всего был выпущено около 1,5 млн экземпляров ГАЗ-24 разных модификаций. Это был самый престижный автомобиль 1970-1980-х годов. В 1992 году его производство прекратили из-за износа кузовных штампов. Различные модификации «Волги» выпускались до 2008 года, но уже не были так популярны у россиян.

Книга
Книга "Город индустрии", В.Князев, "Волго-Вятское книжное издательство, Горький, 1971 г. Фото: Из личного архива

Велосипеды «Прогресс» и «Школьник»

ГАЗ выпускал не только автомобили, но и велосипеды. Для взрослых «Прогресс», а для детей – Школьник».

Модель В-110 "Прогресс" была разработана в КБ Харьковского велозавода в 1949 году. А в 1951-м производство этой модели было освоено и на крупнейших автозаводах СССР, в том числе в Горьком. На ГАЗе постепенно совершенствовали конструкцию, так что ранние горьковские "Прогрессы" имеют много отличий от более поздних. Некоторые нижегородцы до сих пользуются такими велосипедами.

В 1956 году из цеха впервые вышла мечта всех советских мальчишек – велосипед «Школьник». 40 лет это «велик» был у детей вне конкуренции – других вариантов практически не делали, а «Школьник» надо было ещё поискать в магазинах. 

У «велика», кстати, по тем временам довольно недешёвого, были высокий руль, открытая рама, седло с прочным жёстким каркасом. Все эти десятилетия чудо техники практически не модернизировали – выпускали без изменений (хотя был вариант рамы для девочек). Люди постарше помнят, как громко звучал у «Школьника» звонок – эти звуки наполняли советские дворы всё лето.

В 1990-е проблемы начались даже у головного автогиганта - что говорить про завод детских велосипедов? «Школьник» стали вытеснять с рынка китайские производители – их «велики» были современнее и дешевле. В 2002 году предприятие прекратило закупки сырья для «Школьника», а после 2004-го производство закрыли. 

Велосипед производства Горьковского автозавода.
Велосипед производства Горьковского автозавода. Фото: "АиФ-Нижний Новгород"/ Кира Мишина

Магнитофоны «Романтик»

Во многих советских семьях был магнитофон «Романтик». Они производились на Горьковском заводе им. Г. И. Петровского с 1965 года. Первый магнитофон был катушечным, но с 1984 года в производство пошли кассетные варианты с очень качественной по сравнению с другими советскими переносными аппаратами этого класса акустической системой.  Последней версией был «Романтик-311-стерео», разработанный в 1993 году.  

«У меня мама работала на заводе Петровского, и у нас даже был выпущенный там музыкальный центр, но он быстро сломался», - говорит нижегородка Александра.

Телевизоры «Радий» и «Чайка»

Телевизионный завод им. В. И. Ленина (НИТЕЛ) выпускал бытовые радиоприёмники, радиолы, с 1958-го до 1964 года - телевизоры «Радий», а затем «Чайка», сначала чёрно-белые, а потом и цветные.

Телевизоры производились в настольном и в напольном оформлении, они различались различными вариантами отделки корпуса и передней панели. Например, были ''Чайки-201'' с футляром, отделанным ценными породами - орехом или красным деревом.

«Я помню ту радость, когда приехала к бабушке в Горький и впервые увидела цветной телевизор - огромный, с выпуклым экраном, - рассказывает нижегородка Анна. -  Он долго служил нам верой и правдой, но под конец появились проблемы с картинкой, и горьковский телевизор сменил импортный». 

Стиральная машина «Волна»

На заводе «Красное Сормово» в советское время выпускали не только суда, но и стиральные машины. С 1959 года здесь начали массовый выпуск стиральной машины «Волна» с цилиндрическим 35-литровым баком. Центрифуга для отжима была рассчитана на 2 кг белья.

В 1962 году план по выпуску составлял 20 тысяч стиральных машин по цене 140 рублей за штуку (для многих это была целая месячная зарплата). Конструкции машин постепенно модернизировались, объемы производства наращивались.

«Стиральная машина лучше, чем её отсутствие, но я вспоминаю её использование с ужасом», - признается нижегородка Елена.

Конечно, этим список не ограничивается: из Горького по всему СССР развозили прекрасные пальто от фабрики «Маяк», работал завод шампанских вин (в 1970 году он производил около 15% всего шампанского в РСФСР). Завод «Орбита» выпускал надёжные резисторы МЛТ. «Орбита» в те годы была самым крупным предприятием электронной промышленности СССР по производству резисторов.  

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно