Помните песенку: «Позабыты хлопоты, остановлен бег, вкалывают роботы, а не человек»?
Совсем скоро эти фантазии станут реальностью, тем более что создавать и управлять роботами теперь могут даже дети. Что они и доказали на Национальном чемпионате «FIRST ROBOTICS CHAMPIONSHIP – Нижний Новгород 2.0», который прошёл на Нижегородской ярмарке. Здесь собрались 194 самых сильных команды страны – больше 1200 детей из 45 регионов России, а также участники из Румынии. На кону стояла возможность участия в международных чемпионатах FIRST® LEGO® League в Европе и Азии.
Проекты будущего
Чемпионат проводили по четырём направлениям, в зависимости от возраста участников. Самым младшим всего четыре года, но в желании победить они не уступали старшим –18-летним опытным игрокам. В 2021 году все проекты были посвящены движению, спорту, здоровью. Участники представили свои идеи, как сделать жизнь человека более активной.
Так, игростроители шести-семи лет из города Чусовой из кубиков LEGO и различных механизмов создали площадку с тренажёрами и запускали их с помощью своих планшетов. Нижегородская команда «Робостар 82» озаботилась вопросом, как ограничить время, которое школьники проводят в Интернете, и предложила разные виды активности: квесты, прогулки по городу и пр. Проходишь задание – получаешь доступ к игре или прокачиваешь своего персонажа.
А ребята из Архангельска разработали фитнес-вагон с тренажёрами, местом для занятий йогой, душевыми для тех, кто передвигается поездом. Тренажёры они воссоздали отдельно – на них восседали роботы, которые по команде занимались спортом. Судьи оценивали инновационность проектов, дизайн роботов, а также навыки работы в команде.
Участники соревнований по направлению FIRST LEGO League Challenge также участвовали в «Играх роботов», конструируя и программируя автономных роботов на выполнение определённого круга задач за ограниченное время. Кстати, в 2021 году чемпионат по робототехнике FIRST ROBOTICS CHAMPIONSHIP вошёл в перечень олимпиад и других мероприятий, участники которых получают бонусы при поступлении в вузы.
От игры в кубики - к знаниям
«Ежегодные робототехнические соревнования – уникальная возможность для ребят из российских городов показать всеми миру свои достижения в инженерии, науке и дизайне, – считает директор LEGO Education Россия Ольга Ломбас. – Соревнования FIRST LEGO League уже 10-й год проводятся в России, и всё это время наша компания активно поддерживала это направление. Чемпионат FIRST ROBOTICS CHAMPIONSHIP – новый успешный виток развития этого движения в нашей стране. Мы видим, как вырос уровень подготовки команд, какие интересные проекты создают юные участники. У них появляется мотивация осваивать новое, интерес к огромному спектру наук. Ребята учатся работать в команде, развивают способности действовать на благо общества в дальнейшем».
Робототехника – отличный инструмент формирования знаний и навыков будущего. А с помощью таких соревнований дети соединяют творчество и инженерию, изучают математику, физику, программирование в игровой форме, видят, как эти предметы взаимосвязаны. Такой STEAM-подход к образованию (S — science, T — technology, E — engineering, А – art, M — mathematics), то есть организация межпредметной деятельности, сейчас внедряют во многих школах. К тому же робототехника – отличный инструмент закрепления знаний: она позволяет достигать лучших результатов при освоении тем, а также устанавливать взаимосвязи между содержанием изучаемого материала и его реальным применением.
«Участвуя в соревнованиях FIRST LEGO League, дети не только закрепляют академический материал. У них формируются критические важные межпредметные компетенции, развивается творческое и критическое мышление. Кроме того, дети начинают понимать значимость ошибки: если что-то пошло не так – это не провал, а возможность проанализировать и, пересобрав модель или проект, решить задачу, – добавляет ведущий специалист по торговому маркетингу LEGO Education International Юрий Вирич. – В отличие от множества подобных соревнований, FIRST LEGO League мотивирует ребят проводить мощные исследования, посещать производства и лаборатории, знакомиться с различными профессиями. Некоторые проекты, разработанные детьми, воплощаются в жизнь».
Простые и удобные решения для занятий STEAM робототехникой сейчас внедряют в центры образования «Точка роста», создаваемые на базе школ в сёлах и малых городах, а также в «Кванториумы». Использованием робототехники в образовательном процессе заинтересовалось и руководство «Школы 800».