Месяцы самоизоляции погнали нас за покупками в Сеть. Мы быстро оценили: в Интернете многое дешевле, а выбор богаче. Теперь отвыкать от онлайн-покупок совсем не хочется. И нашим расположением активно пользуются недобросовестные люди, создавая фальшивые сайты известных сервисов, «забывая» отправить оплаченный товар и смываясь из Сети с нашими денежками.
Обман со скидкой
Два года жительница Ростова Ярославской области морочила головы молодым мамам. Она создала в соцсети страничку, где предлагала купить и получить по почте детскую одежду по низким ценам. Но оказалось, что красочные футболки, шапочки, обувь существовали только на фото. В реальности девушка никому ничего не отправляла.
Выяснилось, что потерпевшими стали женщины из разных регионов – от Санкт-Петербурга до Владивостока, все хотели одеть детей по заманчивым ценам.
Условием «покупки» чаще всего была 100%-ная предоплата и оплата стоимости пересылки. Деньги переводили злоумышленнице на банковскую карту. Когда общая сумма заказа была достаточно высокой, предприимчивая девушка, чтобы не спугнуть покупателя, предлагала внести в качестве предоплаты только половину. Получив деньги, она прекращала переписку и переставала отвечать на звонки.
Уголовное дело не заставило себя ждать. Следователи установили 12 эпизодов мошенничества – каждый на суммы от 2000 до 7000 руб. Недавно дело передали в суд. Если вину жительницы Ростова докажут, ей грозит до двух лет лишения свободы.
«Чтобы не оказаться жертвой подобных мошенников, не переводите в качестве предоплаты денежные средства. Помните – осуществив эту операцию, вы не получаете гарантий в получении приобретаемого товара. Не выполняйте указаний незнакомых лиц при действиях с банковской картой», – советует начальник пресс-службы УМВД России по Ярославской области Марина Кокуева. Но ведь предоплата – часто условие покупки и у добросовестных продавцов…
Видимо, не уйдёт от наказания и сетевой «продавец» неких чудо-таблеток. Рязанке Наталье Ивановой в пандемию хотелось укрепить иммунитет. Некий сайт предлагал «средство от всех болезней». Наталья решила заказать сразу несколько упаковок с полной предоплатой. По телефону её убедили, что добавки ещё и помогут восстановить костные и хрящевые ткани. Женщина доверилась невидимой собеседнице и перевела 15 600 руб. куда сказали… Посылка пришла. В ней были витамины – те, что не дороже 50 руб. в аптечных киосках.
Полицейские быстро выяснили, что так заработать в период самоизоляции решила жительница Удмуртии. Её задержали, женщине грозит до пяти лет лишения свободы.
Попали на крючок
Но правоохранители раскрывают и передают в суд не так много подобных уголовных дел. Уже пару лет владимирский пенсионер Аркадий Кузнецов ведёт рыболовную страничку в соцсети. Он один из самых активных подписчиков сообществ, посвящённых рыбалке. Во время коронавирусных ограничений Всемирная паутина ещё глубже утянула Аркадия в затоны и омуты онлайн-жизни. Он с удивлением обнаружил, что в интернете можно приобретать мормышки, мушки и прочие воблеры значительно дешевле, чем в розничных магазинах. Закупиться к грядущему сезону пенсионер решил на одном из сайтов: цены там были неприлично низкими. Он перевёл в некий онлайн-кошелёк почти 3000 руб. и стал ждать, когда в дверь позвонит курьер.
С тех пор прошло уже несколько месяцев. Сезон в разгаре, а пенсионер обходится старыми снастями... Родным ясно, что Аркадий стал жертвой интернет-мошенников, а он всё верит, что новые снасти в пути…
Увы, потерять деньги в Сети можно при самых разных покупках – люди лишались кровных и на сайтах – двойниках билетного сервиса железных дорог, и на ресурсах, которые маскируются под сервис онлайн-регистрации авиапассажиров.
Жительница Кстова Нижегородской области Елена Соловьёва не раз покупала билеты на самолёт через большой поисковик. Сервис сравнивает все доступные варианты перелётов, а потом направляет вас для покупки на официальные сайты авиакомпаний и агентств.
На сей раз Елена выбрала три билета в Барнаул – на 30 тыс. руб. Сайт автоматически перенаправил её на агентство, которое готово их продать. Получив номер брони и номер заказа, покупательница перевела деньги. За две недели до вылета агентство прислало смс: рейс отменили. В сообщении был телефон горячей линии авиакомпании.
«Дозвониться туда невозможно, – рассказывает Елена Соловьёва. – Сайт авиакомпании утверждает, что рейса с «нашим» номером просто не существует. Там же написано: если вы приобретали билеты в агентстве, обратитесь туда за возвратом денег. А агентство мне отвечает: политика нашей компании такова, что денег мы не возвращаем!» Елена отправила в агентство претензию по электронной почте – телефонов у конторы нет. Обдумывает жалобу в Роспотребнадзор. Видимо, попасть в такую ситуацию может почти любой.
Программисты на службе государства
Если кибермошенники создают преступные схемы, кто-то не менее продвинутый их должен раскрывать.
«Сейчас вся наша жизнь окружена современными технологиями, - считает Евгений Макаров, полковник милиции в отставке, бывший глава Нижегородского регионального управления по борьбе с организованной преступностью. - Мы ставим камеры видеонаблюдения на улицах, чтобы искоренить уличную преступность, но надо понимать, что и преступники приспосабливаются к новым реалиям. В итоге уличных грабежей у нас стало меньше, а количество различных мошенничеств в Сети выросло в разы.
Кто бы что ни говорил, я считаю, что и кибермошенничества – это зона ответственности государства. Если увеличивается количество ДТП с пьяными водителями, у нас принимают законы, которые ответственность за такие деяния ужесточают. А здесь мы не видим никаких подвижек со стороны государственной машины уже лет 15 – нам только рекомендации дают, как не попасться на крючок в интернете. Да, кибермошенничества сложно раскрывать. И всё же не надо делать вид, что их не существует.
Потом, если есть люди, которые разрабатывают столь совершенные схемы обмана, то специалисты, способные схемы эти просчитывать и раскрывать, должны работать и в полиции. А то получается, что преступники умнее всех. Это полиция должна идти на шаг вперёд. Надо заинтересовывать специалистов, вербовать в ряды полиции программистов, которые будут бороться с киберпреступниками.
Проблема ещё и в том, что кибермошенничества трудно доказуемы. Здесь слишком тонкая грань между уголовным и гражданско-правовым кодексом. Вроде вы сами деньги отдали, никто у вас их не крал буквально: спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Между тем кибермошенники – это часто организованная преступная группировка! Одному человеку без поддержки государства с такими мощными ОПГ никогда не справиться!»
Языком цифр
Нижегородская область: в 2019 году зарегистрировали 5296 мошенничеств с использованием информационных технологий, за I квартал 2020 года рост киберпреступности в регионе составил 138,1%.
Рязанская область: по итогам 1-го полугодия 2020 года преступлений против собственности, совершённых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий или в сфере компьютерной информации, зафиксировали вдвое больше, чем годом ранее – 1132. Раскрыто 257.
Ярославская область: в I полугодии 2020 года число мошенничеств с использованием интернета выросло на 39,2% – до 508. Также правоохранители отмечают рост мошенничеств с использованием мобильной связи на 26,1% (с 241 до 304 случаев) и с использованием банковских карт – на 81,8% (с 88 до 160 случаев).
Костромская область: в I полугодии 2019 года таких преступлений зарегистрировали 850, в 2020 году за тот же период – 1510, это в 1,8 раза больше. Доля IT-преступлений в общем числе зарегистрированных возросла с 17,1% до 28,8%.
По данным ГУ МВД России по Нижегородской области, управлений МВД России по Рязанской, Костромской и Ярославской областей
На что обратить внимание при интернет-покупках?
«Недобросовестные предприниматели, осуществляя торговлю через интернет, часто нарушают сроки поставки по оплаченному товару либо не доставляют товар потребителю, реализуют некачественный товар или намеренно вводят потребителя в заблуждение относительно основных потребительских свойств товара, – сообщают в управлении Роспотребнадзора по Нижегородской области. – Часто бывает, что при покупке через интернет-магазин трудно обменять или вернуть купленный товар».
Прежде всего сайт в интернете должен обязательно содержать информацию об адресе и полном фирменном наименовании продавца, независимо от того, является эта организация юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
Выбирая товар онлайн, покупатель должен видеть на сайте полную информацию о нём:
- основные потребительские свойства,
- место изготовления товара, полное фирменное наименование продавца,
- цену,
- условия приобретения и доставки,
- срок службы товара,
- срок годности,
- гарантийный срок,
- порядок оплаты товара,
- срок, в течение которого действует предложение о заключении договора.
После того как сделан онлайн-заказ, на электронный адрес покупателя или посредством СМС должна прийти информация:
- о продавце – полное фирменное наименование и адрес (место нахождения) продавца,
- о покупателе – фамилия, имя, отчество,
- об адресе, по которому следует доставить товар,
- о наименовании товара, артикула, марки, разновидности, количестве предметов, входящих в комплект приобретаемого товара,
- о цене товара,
- о виде услуги (при предоставлении), времени её исполнения и стоимости,
- об обязательствах покупателя.
Обязательства продавца возникают с момента, когда он получил соответствующее сообщение от покупателя о намерении заказать ту или иную продукцию.
Договор считается заключённым, когда продавец выдал покупателю кассовый или товарный чек либо иной документ, подтверждающий оплату товара.
Если покупатель рассчитывается в безналичной форме или берёт предмет торговли в кредит (за исключением оплаты с использованием банковских платёжных карт), продавец обязан подтвердить передачу товара, составив накладную или акт сдачи-приёмки товара.
Информация управления Роспотребнадзора по Нижегородской области