Примерное время чтения: 7 минут
719

«Поплыл» асфальт. Почему без ремонта дорог с первым теплом не обойтись

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 11. Аргументы и Факты — Нижний Новгород 11/03/2020
Злата Медушевская / АиФ-Нижний Новгород

Как «перезимовали» наши дороги и тротуары? Отразилась ли на них аномально тёплая зима и постоянные «температурные» качели?

Вешние воды

Частный предприниматель Алексей Киреев утверждает: на севере области нормальная дорога закачивается на выезде из Уреня. Потом идёт участок длиной около 30 км – сплошной кошмар. Зимой по этой дороге ещё как-то можно ездить – спасает наст, образовавшийся из снега и льда. 

А нынче весной дорогу просто смыло, асфальта нет, видна щебёнка, ямы по колено. Два года назад здесь ремонтировали участок в 5 км, он ещё как-то держится. Около дороги стоят щиты с  номерами телефонов дорожных служб Уренского района.

«Я не раз звонил по ним – не работают, – говорит Алексей. – А ситуация просто катастрофическая! Раньше я этот участок приезжал за 30 минут, а сейчас на грузовой машине на это надо минимум полтора часа.  Честное слово, тех, кто отвечает за эту уренскую дорогу, хочется просто провезти по всем колдобинам разок. Может, что-то изменится?»

По словам Алексея, в целом в регионе асфальт не подмыло вешними водами лишь там, где дорожники уложили покрытие по всем правилам.

Профессор, кандидат педагогических наук нижегородец Феликс Доленко считает, что ямы и колдобины, которые мы видим весной на городских тротуарах, – результат неверной уборки снега зимой.

«У асфальта самое крепкое место – его поверхностная корка, – рассуждает Феликс Доленко. – Нерадивые дворники пробивают её ломами. Снег надо убирать сразу, пока не образовался наст. У нас его или заваливают песко-соляной смесью, которая вредит экологии, или безжалостно долбят ледорубом, лопатой, портят асфальт. Кроме того, часто при укладке асфальта под него не всегда помещают строго горизонтальную «по-душку» из шифера или щебня. В результате от любой неровности покрытие ломается».  

Феликс Доленко говорит, что в перспективе работу дворников надо максимально механизировать. Например, закупить мини-тракторы со щётками. На такой технике один человек справится с большей территорией, а весной асфальт на тротуарах не будет в ужасном состоянии.

Пора проверить

Как сообщили «АиФ-НН» в Главном управлении автомобильных дорог Нижегородской области (ГУАД), один из самых значительных внешних факторов, влияющих на состояние дорог, – погода. Во время дождей влага попадает в дорожное полотно, и впоследствии, когда холодает, вода внутри дорожного полотна начинает расширяться. Из-за этого разрушается покрытие. Получается, прошлой зимой «погодные качели», когда оттепель с дождями сменяли заморозки со снегом, особенно подпортили дорожное полотно в регионе.

Так ли это, предстоит выяснить специалистам отдела контроля за ремонтом и содержанием автомобильных дорог ГУАД. Обследование уже идёт, поскольку термометр показывает устойчивые положительные температуры. На контроль возьмут дороги регионального и межмуниципального значения. Всего в оперативном управлении ГУАД находится 13 028,162 км таких автомобильных дорог. Проверят те трассы, что привели в норму в 2019 году. Это 689,39 км дорог (130 объектов) на сумму 5,639 млрд руб.

Безусловно, часть этой огромной суммы регион получил из федеральной казны по национальному проекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги». На днях специалисты контролировали, как пережили зиму отремонтированные в прошлом году по нацпроекту дороги Борского и Лысковского районов. Обновлять эти трассы закончили в сентябре 2019 года. Работы вели с использованием технологии ресайклинга, когда старое асфальтовое покрытие перерабатывают и используют при укреплении дорожного основания.

«Дефектов на отремонтированном участке по итогам зимы не обнаружили», – сообщил заместитель начальника отдела контроля ГУАД Василий Вакарчук.

Пока участков, отремонтированных по нацпроекту и снова требующих ремонта, в регионе не выявили. 

Кстати, в дорожном ведомстве просят не путать их зону ответственности с федеральными трассами. Ремонтом дорог российского значения занимается Управление автомобильной магистрали Москва – Нижний Новгород Федерального дорожного агентства.

Если, по мнению кураторов, подрядные организации сделали дорогу плохо, недочёты они устраняют за свой счёт в кратчайшие сроки. Выявленные недостатки будут ликвидировать  в рамках гарантийного срока – пять лет.

Качество, а не цена

Тёплые зимы дорог не портят.

То, что каждую весну происходит с нашими дорогами – это уже не сюрприз, а, я бы сказал, «добрая традиция», -  считает автомобильный правозащитник, юрист Александр Дейч. -  Однако, по-моему, рассыпаться по весне дороги стали меньше. Во-первых, причина – аномальное тепло. У строителей есть понятия цикличности процессов «заморозка – разморозка». Соответственно, чем больше циклов этого процесса, тем больше нагрузки на покрытие и оно тем быстрее может выйти из строя.

Сейчас зимы более тёплые, и асфальт способен выдержать больше нагрузок. Он может дольше прослужить.

Если даже при такой ситуации дороги весной всё равно вышли из строя, это говорит только о качестве их строительства. Дорожная отрасль очень непростая, там есть много факторов, начиная от человеческого и заканчивая качеством материалов.

Тем более, сейчас многие контракты на строительство и ремонт дорог проводят через тендеры. Большой недостаток тендеров, о котором многие не говорят, в том, что они позволяют получать от подрядчиков низкую цену исполнения работ. Но по факту не совсем понятно, кто это будет делать за такие небольшие деньги и какой материал для строительства или ремонта дорог будут использовать.

Всё это приводит к тому, что при низкой цене зачастую страдает качество. Остро встаёт вопрос об ущербности системы тендеров. Здесь ведь даже гарантийные обязательства не спасают. Бывает,  компания, которая должна устранять недостатки строительства или ремонта дорог по гарантии, просто перестаёт существовать к моменту, когда потребуется гарантийное обслуживание. 

Как с этим бороться? Каждый проект надо анализировать с точки зрения технического задания, и в тендерных требованиях обязательно должны быть качественные критерии. А ещё нужно тщательно проверять надёжность подрядных организаций: сколько лет на рынке, какова их репутация?

Загадка дыры

За какой размер колдобины можно взыскать ущерб?

ГОСТ Р 50597-2017 регулирует допустимые размеры ям и выбоин на дорогах. Он принят в 2018 году и заменил устаревший аналогичный документ 1993 года.

Согласно его требованиям, предельные размеры выбоин не должны превышать по длине 15 см, по ширине – 60 см и по глубине – 5 см.

Если вы пробили колесо, подвеску или повредили другие компоненты автомобиля, а яма не соответствует действующему ГОСТу, взыскивать возмещение ущерба надо с дорожных служб, ответственных за данный участок дороги.

Языком цифр

С учётом конкурсов программа регионального проекта ремонта дорог на 2020 год включает 191 объект общей протяжённостью 878,415 км. В том числе: 24 объекта (26,32 км) в Нижнем Новгороде, 7 объектов (8,42 км) – в Дзержинске и 160 (843,7 км) – в районах Нижегородской области.

Кроме того, в 2020 году начнётся реконструкция Заревской объездной дороги в Дзержинске и строительство развязки в районе Ольгино.

В планах на 2021 год – продолжение ремонта дороги Останкино – Рустай с 8-го по 24-й км. Сегодня её износ оценивают в 80%.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно