На последнем в 2019 году заседании региональный парламент голосовал за передачу области полномочий по определению маршрутной сети общественного транспорта. Пока этим занимаются муниципальные власти. В Нижнем команды мэров Сергея Белова в 2017 году и Владимира Панова в 2019-м обещали провести транспортные реформы с улучшениями, но всё свелось к упразднению десятков маршрутов частных перевозчиков и росту недовольства пассажиров.
Транспорт отъезжает
Глеб Никитин сообщил, что сейчас речь «о первом шаге в оптимизации работы пассажирского транспорта» - и автобусов, и электротранспорта: «В перспективе мы рассматриваем расширение действия этого проекта на остальные города и районы». Анализ маршрутной сети и пассажиропотоков показал, что муниципальные и межмуниципальные автобусные маршруты хаотично накладываются друг на друга, дублируя и электротранспорт».
Чтобы исправить ситуацию, минтранс области предложил создать единую систему транспорта в Нижнем Новгороде, Дзержинске, Кстове, Городце, на Бору, а также в Балахне, Богородске и Арзамасе. Изменения коснутся более 2 млн человек. По словам Глеба Никитина, за обслуживание перевозчик, частный или муниципальный, будет при этом получать фиксированную плату независимо от числа пассажиров (брутто-контракты). На базе областного минтранса будет создана единая диспетчерская служба.
Председатель комиссии Думы Нижнего по транспорту и связи Станислав Прокопович смотрит на перемены с энтузиазмом: «На мой взгляд, это своевременно и оправданно. Переход на оплату работы перевозчика за километры позволит уйти от борьбы за пассажиров и, как следствие, от гонок на дорогах. С другой стороны, это поможет добиться чёткого соблюдения интервалов движения и подразумевает контроль тарифа минтрансом региона».
Никто из нынешних частных перевозчиков, работающих на маршрутах в областном центре, не захотел официально высказаться о грядущих новшествах. На условиях анонимности они говорят, что устали от бесконечных смен правил игры, а новые алгоритмы потребуют, как минимум, больших вложений.
И стройки тоже?
А 20 декабря Глеб Никитин на заседании регионального правительства поручил проработать возможный перевод функций заказа и контроля за строительством социальных объектов по нацпроектам. Пока заказчиками при строительстве детсадов и школ выступают в основном муниципальные власти. «Муниципалитеты сталкиваются с некомпетентностью проектировщиков, подрядчиков... Тема требует конкретных типовых решений… По тем стройкам, заказчиком которых был минстрой области, проблем не возникло», - объяснил губернатор.
«Последние 15 лет муниципалитеты последовательно теряют полномочия и зоны ответственности, - считает политолог, руководитель Нижегородского филиала Фонда развития гражданского общества Евгений Семёнов. - «Ушло» здравоохранение, частично – образование, права распределять землю под строительство. Скоро городу останется лишь уборка улиц и освещение…» По мнению Е. Семёнова, такие решения областной власти – своего рода политическая оценка работы муниципалитетов с нацпроектами.