Примерное время чтения: 7 минут
360

Плыви, «соколка»! Как возрождают искусство создания деревянных лодок

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 7. Аргументы и Факты - Нижний Новгород 12/02/2025

Существует легенда, что название небольшого посёлка Сокольское на берегу Волги происходит от названия лодки-«соколки». Лёгкий деревянный чёлн местные жители делали, чтобы добывать рыбу. Сегодня древний промысел изготовления таких лодок полностью утрачен. Но может возродиться! Зачем современным детям рубить новые «соколки»? Об этом рассказывает nn.aif.ru  руководитель парусного клуба «Правый галс», директор «Центра туризма и спорта» Нижегородской области Пётр Сидоров.

Острый нос, наклон вперёд

Пётр Сидоров говорит, что на воде он с детства. Родился в деревне Либежево Чкаловского района, которая, как и Сокольское, находится на берегу Горьковского водохранилища. Рядом с деревней располагалась площадка Центрального конструкторского бюро по судам на подводных крыльях. Легендарный конструктор судов Ростислав Алексеев вместе с коллективом ЦКБ увлекался парусным спортом. Сотрудники бюро привлекли к занятиям на воде и местных ребятишек.

Пётр пришёл в парусную секцию в 11 лет. Не расставаясь со спортом, окончил исторический факультет ННГУ им. Н. И. Лобачевского и почти 12 лет преподавал историю и обществознание в школе. Но паруса, ветер и волны настойчиво звали к себе…

В итоге Пётр Сидоров согласился на предложение местных властей возрождать в Сокольском парусный спорт. Под его руководством в посёлке создали детскую спортивную школу, через которую прошло большинство местных ребят, кто-то из них стал призёром первенств России по парусному спорту.

«Но интерес к историческим исследованиям у меня сохранился. Ещё в детстве я слышал, что в Сокольском когда-то изготавливали деревянные лодки, – вспоминает Пётр Сидоров. – Решил узнать больше об этом промысле».

Какой же была «соколка»? Пётр Сидоров говорит, что чёлн рубили по мореходному типу. Форштевень (передняя часть любой лодки) у «соколки» был острым и сильно наклонялся вперёд. Во время движения «соколка» как бы разрезала волну, не давая воде захлёстывать лодку изнутри. «Соколка» была маневренной и быстро шла под вёслами. 

«Такие челны местные жители в основном использовали для рыболовного промысла. Им и сегодня занимается, наверное, каждый третий сокольчанин, а в былые годы рыбачили вообще все, – добавляет Пётр Сидоров. – Лодки изготавливали из сосновой или еловой доски. Такой древесины много в окрестных лесах. Конструкция была простой, без идеальной подгонки ради красоты. Чисто прикладная лодка для рыболовного промысла».

Борты вросли в землю

«Соколки» местные жители рубили самостоятельно или заказывали мастерам, способным хорошо и быстро сделать лодку. При этом, естественно, строили народные умельцы без чертежей, «на глазок».

Как же срубить «соколку» в наши дни?

«У одного из, ныне покойного, мастеров, Юрия Григорьевича Спирина, сохранились так называемые копани «соколки». Это своеобразные лекала, по которым строится лодка, – продолжает Пётр Сидоров. – Деревянные копани нам передали родственники мастера. Но мы продолжили искать уже готовую «соколку», хотя многие говорили, что таких образцов не сохранилось. И нам повезло!»

«Соколку» нашли в одной из местных деревень – Голосово. Лодка стояла рядом с домом: борта вросли в землю, дно прогнило. Однако, в общем и целом, она была сохранна. «Скорее всего, лодку даже на воду никогда не спускали, – предполагает Пётр Сидоров. – Хозяева передали нам лодку. Дно осталось на месте, а остов челна мы увезли с собой. По образцу планируем рубить свои лодки».

Рубить «соколки» будут не мастера-корабелы, а обычные сокольские мальчишки 7–17 лет. Такова идея проекта «Соколка». Возрождение символа», идейным вдохновителем которого стал Пётр Сидоров. В начале 2025 года проект поддержал Фонд президентских грантов.

А до этого Пётр и его единомышленники опросили 100 детей Сокольского округа. Только 12 из сотни слышали, что такое «соколка», но ни один не знает, как выглядит лодка. И только треть опрошенных детей слышала слова «стамеска» и «рубанок». 14 человек из 100 смогли описать как выглядят эти приспособления, пробовали ими работать только шестеро… «Нам захотелось ситуацию исправить», – говорит Пётр.

Срубили – и на вёсла

Планируется, что сокольские ребята срубят восемь «соколок». Помогать юным мастерам деревянного судостроения будут взрослые, ранее уже создавшие лодки разных конструкций. Один из них – Иван Сиденин, инженер-кораблестроитель и признанный мастер деревянного судостроения в Сокольском.

«Современные дети мало что умеют делать своими руками. А мы научим ребят работать с деревом, – делится планами Пётр Сидоров. – Надеемся, так они больше узнают об истории малой родины, поймут, чем занимались их предки, зачем это было нужно. На мой взгляд, это и есть связь поколений. Так в деле рождается настоящая любовь к родному краю и патриотизм».

Более того, ребята смогут опустить вёсла на воду и пойти на лодках по Горьковскому морю. Планируется, что фестиваль «Вёсла на воду!» пройдёт в Сокольском летом 2025 года. На него приедут гости из разных регионов нашей страны со своими народными лодками и другими деревянными судами.

Две лодки установят потом в самом Сокольском: одну как арт-объект – на набережной, другую – в Сокольском краеведческом музее.

Пётр Сидоров надеется, что «соколка» вновь станет брендом территории, привлекающим туристов.

«В Сокольском развит природный туризм, а вот познавательный – пока не очень. Между тем в округе много интересного, кроме красивых закатов на Горьковском море», – уверен Пётр.

Кстати

Петру Сидорову с единомышленниками удалось узнать, что на разных территориях Нижегородской губернии существовали свои виды деревянных лодок. Каждый был приспособлен под условия конкретных водных объектов.

Например, в селе Великий Враг Нижегородской губернии крестьяне придумали свою технологию постройки лодок-«великовражек». Лодка длиной до восьми метров способна была ходить по волнам и перевозить груз до 1200 кг. Местные жители не только рыбачили, но и везли большое количество грузов на Нижегородскую ярмарку.

По реке Ветлуге в XVIII — начале XX века ходили огромные 120-метровые судна-баржи – беляны. Эти деревянные некрашеные плоскодонные барки самоходом шли до Астрахани и там по брёвнышку разбирались. В 2015 году туристы-байдарочники, сплавлявшиеся по Ветлуге, обнаружили остатки беляны. С 2018 года судно законсервировано на месте, где было найдено, хотя ранее планировалось перевезти его для реставрации в Нижний Новгород.

Кроме того, ещё в допетровские времена ветлужские мастера выдалбливали из дуба и осины лодки, называя их соответственно «дубок» и «осиновка». Этот промысел был распространён по всей Руси. Для изготовления судна нужно было свалить дерево, выдолбить его, потом «раскрыть» борта лодки над огнём. Под действием тепла древесина распаривалась, становилась мягкой и пригодной для такой работы. Чтобы вмещать в «долбёнку» больше груза и пассажиров, ветлужане научились «дошивать» её борта.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно