Российские города постоянно прирастают новыми жилыми комплексами. А вот социальная инфраструктура за темпами строительства явно не успевает. Школьники-новосёлы идут учиться в старые добрые школы. Например, в новом микрорайоне Нижнего Новгорода в сентябре 2025 года звонки в единственной школе звенят сразу для 14 первых классов. В соцсетях уверяют: второй год гранит науки в одной классной комнате грызут по 34 ребёнка. Подробности — в материале nn.aif.ru.
«Друг у друга на головах висят»
В 2025-2026 учебном году в Нижнем Новгороде больше всего учащихся оказалось в школе № 131 в жилом комплексе «Цветы», сообщили в nn.aif.ru в городском департаменте образования.
В этой школе обучается 2850 детей, в том числе 364 первоклашки. Там 14 первых классов — с буквами от «А» до «Р».
Школу в «Цветах» открыли в 2020 году, рассчитана она была на 1500 мест. Но с самого начала ребят там больше.
Второй год слишком много учеников и в новой школе № 188 в жилом комплексе «Новая Кузнечиха». В соцсетях родители жалуются: детей в класс могут набрать по 35-36 человек. Правда, городские чиновники от образования утверждают: и в школе № 131, и в школе № 188 в классе не бывает больше 25 учеников. Именно таковы требования СанПин.
Около 2700 школьников сели за парты в нижегородской школе № 176. Её построили еще в 1980-х по потребностям тогдашнего микрорайона. А потом там как начали расти многоэтажки десятками!
Детей в классах здесь от 19 до 33 — так опять же говорят родители. «Вот открыли профильный метростроевский класс — там 33 ребёнка, — рассказала мама семиклассницы Ольга. — Моя знакомая сына оттуда забрала — тяжеловато учиться в толпе. Но на общешкольном родительском собрании в начале учебного года нам сказали: обучающихся стало меньше процентов на 20. Наверно, далеко не все дети иностранцев прошли новый экзамен по русскому языку.
А теперь в том же микрорайоне Мещерское озеро роют котлован под новый ЖК — на 3500 человек! Куда поведут детей новосёлы?
ЖК растут и вокруг нижегородской гимназии № 25 имени А.С. Пушкина. Между тем старое здание учебного заведение, как и школьный двор, на такое количество учеников явно не очень рассчитаны. «У сына в первом классе был 31 ученик, в соседнем — 34. В кабинете стул негде было поставить. На переменах в узких коридорах дети друг у друг на головах висят, — говорит мама бывшего ученика гимназии № 25 Наталья. — А в тесноте — значит, в обиде: задел кого-то ребёнок случайно — в ответ агрессия. Поэтому мы в итоге из гимназии и ушли, хотя живём на микроучастке этого учебного заведения».
Детсад в помощь?
Понятно, что решить проблему дефицита мест в школах областного центра можно за счёт строительства новых школ. Каждый раз 1 сентября такие школы в городе открывают.
Вообще, планируется, что в ближайшие 10 лет в разных районах Нижнего Новгорода появятся ещё как минимум 60 школ. Таковы данные департамента строительства и капитального ремонта мэрии Нижнего Новгорода.
А что же делать здесь и сейчас? Пока в городе возводят десятки учебных заведений, нынешние дети уже выпускные отпразднуют.
Можно было бы, например, открывать не подготовительные группы, а полноценные первые классы на базе детских садов. Это сильно разгрузило бы школы, уверена директор частной гимназии им. М.В. Ломоносова Галина Клочкова. «Ещё один вариант — распределять детей не по микроучасткам, а по уровням. Условно: вся начальная школа в большом микрорайоне учится в отдельном здании, средняя — в другом, старшая — в третьем, — рассуждает эксперт. — Это мера непопулярная, родителям не слишком удобно, но, думаю, мы к этому придём. В Москве, на которую мы равняемся, этот вариант реализуют».
По мнению Галины Клочковой, сегодня директора школ находятся между двух огней. С одной стороны, им надо выполнить закон об образовании и зачислить ребёнка со своего микроучастка в первый класс. А с другой — нельзя нарушить нормы СанПин, согласно которым число учащихся в одном классе в среднем не должно превышать 25 человек.
А пока — теснота и обиды.

«Учитель – очень крутая профессия». Что мешает в школе педагогам и детям
Посмотрим на ваше поведение. Поможет ли новая шкала оценок порядку в школе
Халатность по дороге к знаниям. Почему нападения в школах продолжаются
Тревожный звонок для учителя. Почему в наших школах всё больше конфликтов