27 сентября в России отмечают День работника дошкольного образования.
Все мы родом из детства. Поэтому так важно, кто рядом с нами в первые годы жизни.
Легко ли в наши дни находить общий язык с детьми и их родителями, nn.aif.ru узнал у старшего воспитателя саровского «Детского сада №30» Татьяны Кащеевой, «Лучшего воспитателя Нижегородской области-2023».
И мама, и педагог
Злата Медушевская, nn.aif.ru: – Татьяна Владимировна, воспитатель в детском саду для ребёнка – это вторая любящая мама или педагог, который должен всесторонне развивать малыша?
Татьяна Кащеева: – Детки в яслях, конечно, часто называют воспитателей мамами. Это вполне естественно. Но даже на седьмом году жизни воспитанника ты для него если не вторая мама, то, безусловно, опора. Человек, с которым он может поделиться чем-то, погрустить, порадоваться... Вообще в нашей профессии без любви к детям нельзя. Это же искренние, живые души, тянущиеся к нам, взрослым. Те, кто детей не любит, в профессии не задерживаются.
С другой стороны, воспитатель – это педагог. Но, я уверена, любые знания детям в этом возрасте надо давать в игровой форме. Мы не назидаем – этого в школе много будет, мы играем и таким образом вместе познаём мир.
Словом, современный воспитатель детского сада – человек, любящий детей, играющий с ними и неравнодушный к своей профессии. Когда ты делаешь каждый день малыша не похожим на другой – интереснее, ярче, познавательнее, – уверяю, проблем с дисциплиной даже в группе на 28 человек не будет.
– Некоторые родители считают: в детский сад ребёнок может не ходить. Что вы об этом думаете?
– Сама я ребёнком детский сад не посещала. Тем не менее, в четыре года умела читать-считать, была хорошо социализирована. Но дело было в конце 1980-х годов, когда дети много гуляли, общались друг с другом, играя во дворах, а не дома за компьютером.
Тем не менее, считаю, что решать, отдавать ребёнка в детсад или нет, должны родители, исходя из своих возможностей и благополучия малыша. Например, сейчас же можно детей вместо детсада отправить в различные развивающие секции и кружки. Главное – не сажать сына или дочь перед гаджетом целыми днями мультики смотреть!
– Ещё один тренд у родителей – раннее развитие детей. Сейчас ребёнок чуть ли не с пелёнок должен знать иностранные языки, заниматься спортом и творчеством. Как вы считаете, это правильно?
– Спортом и творчеством, я думаю, можно заниматься и в раннем возрасте. Но если мы говорим об интеллектуально развивающих занятиях, представьте: ребёнок до семи лет практически весь день проводит в детском саду. Потом у него по расписанию ещё три развивающих кружка, а дальше – сон. И так по кругу изо дня в день.
Согласно возрастной психологии, дети запоминают как самые счастливые моменты время, проведённое с родителями: как они вместе играют, гуляют, читают и прочее. Помнят маму и папу, а не посторонних тёть с уроками английского языка.
Ребёнок же может банально не наиграться в детстве. В том числе поэтому первоклассники тайком приносят в школу игрушки и играют с ними под партой. Раньше-то некогда было – учились…
Ещё один важный момент: любые развивающие занятия должны быть в радость ребёнку. Не маме и папе, а ребёнку.
Мои двое детей, например, принципиально не посещали до школы уроков английского языка. И вы знаете, сейчас им в школе языки учить интересно. Для них это ново.
Наслушались блогеров
– Когда-то дети, начиная учиться в школе, читать и считать особо не умели. Как я понимаю, сейчас детские сады должны малышей этому учить?
– С введением в России Единой федеральной образовательной программы воспитатели в дошкольных учреждениях должны обучать детей чтению. Раньше этой задачи в образовательных программах не было.
Но, на мой взгляд, мы готовим в большей степени ребёнка к школе, в первую очередь, психологически. Речь о взаимодействии со сверстниками и взрослыми, о самостоятельной ориентации в пространстве, об усидчивости. Например, в подготовительной группе мы с ребятами играем в школу. Именно через игру появляются интерес к знаниям и саморегуляция.
– Сегодня родители предъявляют много требований к педагогам. Правда, что с мамами и папами порой тяжелее, чем с их детьми?
– За 14 лет моего педагогического стажа дети, в общем и целом, особенно не изменились. Они всегда разные. Одно могу сказать: и дети, и взрослые сейчас очень зависимы от гаджетов. Информацию для консультаций я часто готовлю в виде ссылок и Qr-кодов. Мамы и папы так легче всё воспринимают.
Беда наших дней – опять же в неограниченном потоке разной информации, а родители, грубо говоря, фильтровать её порой не умеют. Мамы и папы читают и смотрят в Сети всё подряд. Особенно популярны «педагогические» блогеры. Причём зачастую люди эти с детьми не работали никогда, зато учат, как это надо делать. Такой «специалист» вещает, что в детских садах все воспитатели злые и детей ненавидят, и родители поневоле начинают искать в своём педагоге недостатки.
Здесь многое зависит от воспитателя. Его задача – убедить родителей, что он профессионал и что его информация достовернее блогерской. Хороший педагог всегда в курсе научно-воспитательных трендов, помимо того что он на 100% практик.
Мама, папа, сядьте в круг
– Родители и между собой часто спорят. Доказательства тому – родительские чаты…
– Это жизнь коллектива – что сказать? Плохо, что некоторые родители порой вслух обсуждают написанное во взрослом чате при ребёнке. Потом дети приходят в детсад и начинают пересказывать эту информацию другим воспитанникам. Кто помладше, те прямо в лицах в игре показывают, как мама вечером высказывалась... Дети впитывают и позитив, и негатив, как губки, взрослым это надо всегда помнить.
Я считаю, что задача воспитателя – максимально сплотить родительский коллектив. Даже на собраниях я предлагаю мамам и папам садиться не друг за другом на стулья, а в круг, чтобы видеть глаза, эмоции друг друга. Могу предложить родителям сыграть в командообразующую игру, вместе с детьми пойти в музей или театр в выходные. У нас должна быть общая цель: помочь ребятам максимально развивать способности, а не конфликтовать.
– Должны воспитатели детсада вмешиваться в ситуацию в семье, если они видят, что ребёнок стал нервным или приходит в группу с синяками?
– Безусловно! Есть нормативные инструкции, что надо делать в таких случаях, есть человеческий опыт и подход. Главное – педагог не должен закрывать на ситуацию глаза. Права ребёнка должны быть защищены и в детском саду, и дома. Нарушать их мама с папой не могут.
Да, если отец, например, страдает алкогольной зависимостью, сотрудники детского сада обстановку в семье в корне не изменят, но на время – вполне. Папа хотя бы поймёт: ситуация вышла в общественное поле, надо держать себя в руках. С такими семьями в любом случае всегда надо быть начеку.
– Вы не устаёте порой от воспитанников?
– Физически – да. Эмоционально – никогда. Всегда радуют пусть маленькие, но ежедневные достижения ребят: кто-то прыгнул дальше, нарисовал ярче, спел лучше. Эти успехи очень греют душу, в них смысл моей работы.