7 августа - 120 лет со дня рождения Главного маршала авиации СССР Александра Голованова. Этот уроженец Нижнего Новгорода стал участником четырёх войн, создал Авиацию дальнего действия СССР, его боялись в Люфтваффе и уважал генералиссимус Сталин. О главных вехах жизни «летающего маршала» рассказывает nn.aif.ru.
Назвали в честь Александра Невского
Александр Евгеньевич Голованов родился в Нижнем Новгороде 7 августа 1904 года в Александро-Невской богадельне с отделением родовспоможения. Теперь это роддом №1 на улице Варварской. Отец будущего маршала Евгений Александрович закончил Нижегородское речное училище, работал капитаном буксирного судна в пароходном обществе «Зевеке». Мать Вера Ивановна преподавала пение, позже она стала оперной певицей, выступавшей в частном театре С.И. Зимина в Москве.
При богадельне была Александро-Невская церковь, в которой Головановы крестили сына. И имя мальчику дали в честь Александра Невского. Судьбой ему было предначертано стать воином и защитником Отечества, поэтому день памяти Святого благоверного князя 12 сентября Голованов в атеистическом СССР отмечал всю свою жизнь.
В Красную армию Голованов вступил в 15 лет, добавив себе три года. В гражданскую войну служил разведчиком, был ранен. За участие в советско-японском конфликте на Халхин-Голе награждён орденом Красного Знамени, за участие в советско-финской войне - Орденом Ленина. Так случилось, что за свою жизнь Александр Евгеньевич был участником четырёх войн и неизменно выходил из них победителем.
«Учиться летать Александр Голованов начал довольно поздно - в 28 лет. Говорил, что прежде об авиации даже не думал. Однако одного пробного полёта в 1932 году на учебном самолёте было достаточно, чтобы понять: летать - его призвание, - рассказывает автор двух изданий книги о Главном маршале авиации СССР А.Е. Голованове Геннадий Суворов. - Начинал Голованов в Гражданском воздушном флоте СССР. Вскоре был назначен начальником Восточно-Сибирского управления, лично осваивал новые маршруты. Про Голованова писали в советских газетах, фотографии бравого пилота публиковали на обложке журнала «Огонёк».
Вместе со своим экипажем Голованов мечтал совершить дальний беспосадочный перелёт вокруг земного шара в минимально короткий срок и в любую погоду. Экипаж приступил к тренировкам.
Но приближавшаяся Великая Отечественная война заставила заняться более важными делами. По-настоящему талант Голованова как организатора и военачальника раскрылся именно в тяжёлые 1940-е. Александру Евгеньевичу предстояло создать в Красной Армии новый род войск – Авиацию дальнего действия (АДД, в те времена название этого рода войск писали с заглавной буквы).
Молодой маршал
В 1941 году Голованова назначили командиром 212-го дальнебомбардировочного полка. А уже в марте 1942 года он стал командующим нового рода войск - Авиации дальнего действия.
В августе 1944 года 40-летнему Голованову присвоили звание Главного маршала авиации СССР. На тот момент он был самым молодым Главным маршалом в Красной армии.
«Но главное - не в рекорде молодости, - продолжает Геннадий Суворов. - Голованову удалось создать очень эффективный род войск. Командующий много внимания уделял подготовке лётного состава. Даже в казармах, учебных классах, квартирах лётчиков были установлены зуммеры для тренировки работы по радиосвязи. Александр Евгеньевич с командирами эскадрилий лично отрабатывал элементы слепых полётов в любую погоду, в любое время суток».
К июню 1942 года под руководством Голованова была создана хорошо организованная, налаженная сеть радиоприводных и светомаяков, запасных аэродромов со средствами связи.
Отличительной чертой командующего Авиацией дальнего действия Александра Голованова была забота о сохранении человеческих жизней. Если за первые полгода войны на 13 самолёто-вылетов приходился один потерянный бомбардировщик, то с марта 1942 года в авиации дальнего действия теряли один самолёт на 97 самолёто-вылетов! Эффективность бомбардировок выросла существенно. Это понимал и противник.
Одна из операций Авиации дальнего действия фактически спасла родной город Голованова от страшных бомбардировок. В 1943 году орды немецких самолётов бомбили Горький - жилые дома, промышленные предприятия, особенно автозавод. Наша авиация решила ударить по фашистским аэродромам, где базировались самолёты Люфтваффе. Несколько ночей подряд в июне 1943 года более 300 бомбардировщиков авиации дальнего действия наносили смертельные удары по местам дислокации в тылу противника. В результате были уничтожены 15 немецких аэродромов и сотни самолётов! Бомбардировки города Горького прекратились.
Да что говорить: нет ни одной значительной операции Великой Отечественной войны, где не принимала бы участие авиация дальнего действия. 273 её лётчика и штурмана стали Героями Советского Союза, шестерым это звание было присвоено дважды.
К Сталину без блокнота
По воспоминаниям людей, окружавших «летающего маршала», Александр Голованов и человеком был неординарным. Например, никогда не носил часов - развитое чувство времени позволяло точно понимать, который час.
У Голованова была феноменальная память. Даже на совещания к верховному главнокомандующему Сталину он ходил без блокнота -все поручения запоминал и выполнял безукоризненно. А часто в ставке давались указания о нанесении бомбардировок по конкретным объектам с точными координатами!
«Служившие под руководством Голованова офицеры в воспоминаниях говорили о высоких человеческих и нравственных качествах своего командующего. Он был спокойным, сдержанным человеком, никому не «тыкал», не сквернословил, - добавляет Геннадий Суворов. - Его выступления всегда были без шпаргалок, конкретными, лаконичными и убедительными. Обычно всех начальников в армии боялись, приезд их в подразделения становился чуть ли не трагическим моментом. А приезда Голованова в полках, наоборот, ждали».
До 60 лет садился за штурвал
Звёздным часом того поколения, к которому принадлежал Александр Евгеньевич Голованов, стала Победа в Великой Отечественной войне. После войны Голованов продолжал командовать Авиацией дальнего действия. Но в 1948 году его направили на учёбу в Академию Генштаба, а потом предложили командовать корпусом воздушно-десантных войск. Это было ощутимое понижение... Далее была исследовательская работа в лётном НИИ. И всё же Голованов до 60 лет садился за штурвал.
Выйдя на пенсию, Александр Евгеньевич взялся за мемуары, но их запретили публиковать!
Пенсия у Голованова в те годы оказалась в два раза меньше стандартной маршальской. Семье приходилось держать на своём земельном участке корову и заниматься подсобным хозяйством. И эти испытания «летающий маршал» вынес с честью.
Дочери Главного маршала авиации СССР Александра Голованова Тамара и Ольга вспоминают об отце так: «Он был счастливым человеком, так как не только жил в то героическое время, но был активным участником всех событий и сделал всё возможное для спасения и процветания своей Родины, которую беззаветно любил. Он часто повторял, что Родина у человека одна, и не дай бог бросить в неё камень!»