Примерное время чтения: 7 минут
620

Летающий маршал. Как горьковчанин создал в СССР авиацию дальнего действия

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 3. Аргументы и Факты - Нижний Новгород 18/01/2023
Александр Голованов вступил в ряды Красной Армии 15-летним юношей, прибавив себе три года, а в 40 лет стал самым молодым маршалом в её истории.
Александр Голованов вступил в ряды Красной Армии 15-летним юношей, прибавив себе три года, а в 40 лет стал самым молодым маршалом в её истории. Из личного архивa

Сталин при встрече помогал Александру Голованову снимать шинель, а Георгий Жуков когда-то подарил автомобиль за спасённую жизнь. Главный маршал авиации СССР Александр Голованов - настоящая легенда! 

Александр Евгеньевич родился в Нижнем Новгороде. До сих пор на улице Ошарской стоит здание, где размещалась Школа взрослых повышенного типа им. Я. М. Свердлова, которую окончил будущий маршал.

Почему память об этом человеке особенно важна в наши дни, nn.aif.ru рассказал член Общественной палаты Нижегородской области Геннадий СУВОРОВ, автор двух изданий книги о «летающем маршале».

Шёл на грозу

Злата Медушевская, nn.aif.ru: – Геннадий Александрович, лишь в конце 2022 года в Нижнем Новгороде по инициативе общественности на здании бывшей Школы взрослых повышенного типа им. Я.М. Свердлова установили мемориальную доску Главному маршалу авиации СССР Александру Голованову. Как получилось, что его имя было не слишком известно нижегородцам?

Геннадий Суворов: – Вы знаете, до 2014 года я сам об этом удивительном человеке практически ничего не знал. В те годы я работал на Нижегородском машиностроительном заводе и отыскал там бюст выдающегося оружейного конструктора Василия Грабина работы нижегородского скульптора Андрея Кикина. Потом узнал, что у Кикина была ещё одна интересная работа – бюст Главного маршала авиации СССР Александра Голованова. И решил найти биографию Голованова… Я был поражён масштабом его личности.

До Великой Отечественной войны Голованов был шеф-пилотом «Аэрофлота», налетал более миллиона километров, за это его называли «лётчик-миллионер». Уже тогда будущий главный маршал много занимался «слепыми» полётами в непростых погодных условиях. Чтобы понять возможности авиационной техники, не раз специально залетал в грозовые облака. Выбирался оттуда с трудом, но живым. И надо сказать, за всё время работы в гражданской и военной авиации Голованов ни разу не приводил на аэродром повреждённый самолёт.

Александр Евгеньевич участвовал в советско-финской войне, в советско-японском конфликте 1939 года на Халхин-Голе. Понимая, что Великая Отечественная война неизбежна, он всерьёз задумывался, как сделать наш воздушный флот всепогодным и летающим в любое время суток. У будущего маршала были конкретные предложения, которые Голованов в декабре 1940 года изложил в записке к Сталину.

Вскоре лётчик-ас встретился с вождём и перешёл на военную службу. В 1941 году Голованова назначили командиром 212-го дальнебомбардировочного полка. Так он начал создавать советскую авиацию дальнего действия (АДД).

Этот род войск внёс в победу в Великой Отечественной войне огромный вклад. АДД участвовала в ключевых сражениях. Ведя исследования, я нашёл имена шести горьковчан, служивших в АДД и ставших Героями Советского Союза. В их числе Валентин Ситнов, родом из Дивеевского района. Ситнов был заместителем командира эскадрильи, его группа нанесла сокрушительный удар по немецким складам горюче-смазочных материалов под городом Плоешти в Румынии. Это фактически прекратило наступление на южных фронтах немецких войск – технику нечем стало заправлять.

Нижегородцы должны знать, что в 1943 году Голованов просто спас Горький, когда фашисты бомбили автозавод и другие наши предприятия! Александр Евгеньевич тогда разработал масштабную операцию. Сначала разведка узнала, где расположены аэродромы, откуда вражеские самолёты вылетают бомбить Горький. И 300 самолётов нашей авиации дальнего действия несколько ночей подряд бомбили эти аэродромы. С тех пор ни одного фашистского самолёта над Горьким не появлялось.

Любимец Сталина

– Нельзя отрицать, что особую роль в судьбе маршала Голованова сыграл Сталин. Он выделял Голованова среди военачальников. Говорят, даже шинель помогал снимать и надевать при встрече… Почему, по-вашему, у них сложились такие отношения? 

– Думаю, Сталин в первую очередь обратил внимание на деловые качества Голованова. В годы Великой Отечественной войны Верховный главнокомандующий лишь один раз выезжал на фронты – Калининский и Центральный. Особое внимание тогда Сталин уделил взаимодействию разных родов войск.

Командующие фронтов про авиацию дальнего действия тогда говорили: о чём Голованова ни попросишь, всё выполняется! А главное, у его лётчиков была высочайшая точность бомбометания. Ни одна бомба не упала рядом с нашими окопами, хотя расстояние до вражеских позиций кое-где была меньше километра!

Услышав такие отзывы, Сталин приказал Маленкову подготовить и опубликовать в газете Указ о присвоении генерал-полковнику Александру Голованову звания Маршала авиации. После этого Сталин позвонил Голованову и поздравил его. Тот удивился: «С чем, товарищ Сталин?» Верховный главнокомандующий ответил: «Газеты надо читать, товарищ Голованов!»

Это было в 1943 году, а в 1944-м Александр Евгеньевич стал Главным маршалом авиации. Ему в то время было 40 лет. Самый молодой из всех, кто удостаивался подобного звания!

– Наверняка успеху завидовали. Говорят, с маршалом Победы Жуковым у Голованова отношения не ладились…

– На самом деле Голованов однажды спас Жукову жизнь. В начале 1943 года они как представители Ставки Верховного Главнокомандования были под Сталинградом. Пришёл вызов в Москву на совещание к Сталину. А погода была нелётная. Лётчик личного самолёта Жукова взлетать отказался, а Голованов всё же решился. Георгий Константинович попросил взять его на борт. В полёте самолёт начал делать непонятные для пассажиров виражи. В итоге приземлились на запасном аэродроме, немного не долетев до Москвы. Уже потом Голованов объяснил Жукову, что началось бугристое обледенение, когда самолёт фактически теряет управление. Но не зря летающий маршал когда-то штурмовал грозовые облака – борт приземлился…

Жуков на следующий день прислал к штабу АДД синий, как небо, подарок – автомобиль «ЗИС» со словами: «За спасение». Это, правда, потом действительно не помешало маршалу Победы трижды вычеркнуть фамилию Голованова из списков представлявшихся к званию Героев Советского Союза. 

В 1957 году, когда Жукова освободили от должности министра обороны СССР, единственным из полководцев того времени, кто навестил Георгия Константиновича в день его рождения, был Александр Евгеньевич Голованов. В своих мемуарах А.Е. Голованов очень высоко оценивал полководческий талант Жукова.

С неба на землю

– Почему карьера Голованова после войны довольно быстро пошла на спад?

– Сложно сказать… Иные полководцы и с жизнью прощались в те годы. После войны Голованов продолжал командовать авиацией дальнего действия. Но в 1948 году его направили на учёбу в Академию Генштаба, а потом предложили командовать корпусом воздушно-десантных войск.

Это было существенное понижение. Потом была исследовательская работа в лётном НИИ. При этом Александр Евгеньевич и в 60 лет садился за штурвал.

Выйдя на пенсию, летающий маршал взялся за мемуары. Но он был единственным полководцем Великой Отечественной войны, чьи воспоминания было запрещено публиковать! Их полная версия вышла только в 2020 году...

— Правда, что на пенсии маршал Голованов жил очень скромно – приходилось вести подсобное хозяйство и чуть ли не за плугом ходить?

– У Голованова пенсия была в два раза меньше стандартной маршальской в те годы. Это факт.

Я регулярно общаюсь с младшей дочерью Голованова Ольгой Александровной. Она помнит, что семья действительно держала корову на своём земельном участке. Есть воспоминания свидетелей, что Голованов там сам ходил за плугом. И эти испытания маршал вынес с честью. Об унынии не могло быть и речи.

Мне бы очень хотелось, чтобы нижегородцы помнили этого, без преувеличения, великого человека. На его примере надо воспитывать подрастающее поколение. Для Голованова важнее чем судьба его Родины в жизни не было ничего.

Досье
Геннадий СУВОРОВ. Родился в 1955 году в г. Горьком. На автозаводе прошёл путь от слесаря до советника президента ОАО ГАЗ. В 1982 г. окончил Горьковский политехнический институт им. А.А. Жданова по специальности «инженер-механик». В 1986 г. – Высшие офицерские курсы при Академии Генерального штаба, в 1991 г. – Академию общественных наук. В 1984 – 1989 гг. – второй, а затем первый секретарь Горьковского обкома ВЛКСМ. В 2001 – 2012 годах – работал в правительстве Нижегородской области министром труда и социальной защиты, затем заместителем губернатора. В 2012 – 2015 годах – заместитель генерального директора Нижегородского машиностроительного завода. Лауреат премии города Нижнего Новгорода (2000). Автор двух изданий книги о Главном маршале авиации СССР А.Е. Голованове.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно