Нерадивые собственники один за другим по суду лишаются домов-памятников. Объекты культурного наследия регионального значения переходят государству зачастую в плачевном виде, здания требуют полной реставрации за государственный счёт. Кто в этом виноват? И какими новыми смыслами потом, после реставрации, можно наполнить дома с историей?
Платим за чью-то бесхозяйственность
По рассказам свидетелей, однажды октябрьским днём на улице Грузинской раздался сильный хруст, и на глазах у изумлённых прохожих частично обрушился объект культурного наследия (ОКН) «Дом А.А. Штерновой». От громкого падения на землю мезонин спас тканевый фальш-фасад, которым был закрыт дом.
Такого развития событий можно было ожидать. Здание 1864 года постройки планировали отреставрировать к 800-летию города, но передать его по суду из частных рук в областную собственность удалось лишь спустя год с лишним после юбилея, в конце сентября 2022-го. С ноября 2021 года из-за аварийного состояния дома мэр областного центра Юрий Шалабаев ввёл в этом районе режим локальной чрезвычайной ситуации.
Тратить государственные деньги на сохранение ОКН до передачи его государству по закону чиновники не имеют права – нецелевое использование бюджетных средств. А дожить до нормальной реставрации дом Штерновой не успел – частично обрушился…
«Собственник (частное лицо) свои обязанности по сохранению ценного здания не выполнял, – сообщили nn.aif.ru в министерстве имущественных и земельных отношений Нижегородской области. – На месте частичного обрушения ОКН провели противоаварийные работы. Сейчас решается вопрос о восстановлении объекта».
Между тем восстановить ОКН по закону необходимо в том же виде, в каком его в своё время задумал известный нижегородский архитектор Иван Кострюков, – дом с мезонином на четыре стороны. Работы предстоит много.
Окончательного решения суда ждёт объект культурного наследия в стиле модерн с богатым деревянным декором «Дом зажиточного крестьянина Чардымова» на площади Сенной. Нижегородцы ещё называют его «Дом с совами». ОКН сейчас принадлежит нескольким собственникам. О ценной недвижимости они тоже не заботились – в мае 2022 года ОКН пострадал от пожара. Огонь нанёс «дому с совами» невосполнимый урон.
Если суд встанет на сторону областных властей, здание обещают начать реставрировать. Вновь за счёт государства. То есть за наш с вами.
Сейчас изымают у собственника и лежащий в руинах ОКН образец городской эклектики XIX века «Дом коллежской секретарши П.С. Зарембы» на Большой Печёрской. Планы, видимо, те же: возврат государству, восстановление.
Легче сохранить, чем воссоздать
Между тем грамотная консервация ОКН и своевременный надзор за их содержанием в частных руках могли бы избавить государство от многих дальнейших проблем, уверен руководитель нижегородского филиала Российской ассоциации реставраторов Владимир Молоканов:
«Сейчас есть достаточно много различных материалов, которыми можно обрабатывать старое дерево для лучшей сохранности. Кроме того, для грамотной консервации объекта нужно наладить систему водоотведения. И, конечно, ограничить доступ в здание посторонних, чтобы не было пожара. Это на самом деле не так дорого, как потом восстанавливать ОКН».
Но, по словам эксперта, на такие мероприятия способен тратиться лишь хороший хозяин – плохому «и так сойдёт». Сама идея реквизиции ОКН у нерадивых собственников, по мнению Владимира Молоканова, хорошая. Но, как показывает практика, она пробуксовывает, а здания, пока идут суды, продолжают разрушаться.
По словам Владимира Молоканова, при всей дороговизне реставрации надо понимать, что воссоздать утраченный ОКН из полностью аутентичных строительных материалов практически невозможно. Это касается и деревянных зданий, и, например, объектов эпохи конструктивизма, которыми богат Нижний Новгород.
Бизнесу интересны только те квадратные метры, которые позволяют реализовать его интересы, а не ограничивают работу некими рамками.
«На мой взгляд, проблема ещё и в том, что, реставрируя ОКН, мы часто не понимаем, чем их пространство будем заполнять, – рассуждает общественный деятель, экскурсовод Татьяна Нечаева. – Дом обязательно должен обрести именно новую жизнь, а не только вернуть прежний облик. Конечно, мне бы хотелось, чтобы там располагались некие культурные пространства. Но не уверена, что есть возможность все их содержать за государственный счёт».
Проекты реконструкции ОКН действительно должны предполагать их современное использование. Многие здания в своё время были жилыми домами.
«Как правило, отреставрированные ОКН переводят в статус нежилых помещений, – говорит советник директора областного Агентства по сохранению и развитию объектов исторической среды Анна Давыдова. – Насколько я знаю, есть тенденция к тому, что большинство отреставрированных ОКН будут иметь всё же общественную нагрузку. Хотя после научной реставрации здания его можно сдавать и в аренду. Это планируют сделать, например, с домом на Славянской, 3 в квартале церкви Трёх святителей».
Прибыльные метры
Готов ли бизнес наполнять новой жизнью объекты культурного наследия?
«Основной фактор ценообразования и востребованности коммерческой недвижимости – её месторасположение, - считает Борис Горелик, профессиональный участник рынка недвижимости. - Большинство ОКН в Нижнем Новгороде находятся в центре города. Например, сейчас в отреставрированном самом старинном деревянном доме Нижнего Новгорода на Ульянова, 8 расположилась и прекрасно себя чувствует оценочная компания (дом на Ульянова, 8, где в годы войны с Наполеоном жил известный российский историограф Николай Карамзин, находится в частной собственности. – Ред.). Я не уверен, что такой же объект заинтересовал бы арендатора, располагайся он, скажем, в микрорайоне Верхние Печёры.
К тому же иногда дополнительную привлекательность для арендаторов создаёт историческое наследие объекта, описанное в книгах и журналах.
Но надо понимать, бизнесу интересны только те квадратные метры, которые позволяют реализовать его интересы, а не ограничивают работу некими рамками. Иными словами, если риски нахождения арендатора в старинных деревянных стенах компенсированы теми или иными мероприятиями, то почему бы и нет?»
Что же будет в «Доме с болью»?
Объект культурного наследия образец деревянного зодчества периода классицизма.
«Дом купца Михаила Щёлокова», расположенный на улице Варварской, 8, долгое время ждал реставрации.
Одно время разрушающийся ОКН даже сделался арт-объектом, прославившимся на всю страну. В 2018 году художник Илья Мозги на фасаде здания сделал надпись: «Здесь больше нет огня, но каждую секунду теплей от тебя». Потом кто-то изменил оптимистичный посыл художника, закрасив часть надписи чёрной краской. Осталось: «Здесь боль. Каждую секунду от тебя». За это особняк нижегородцы окрестили «Домом с болью».
В 2021 году ОКН наконец отреставрировали. Он красив и аутентичен, однако горожане пока не замечают в его новых окнах никакой жизни. Какие планы есть на это здание?
«В доме завершается прокладка технических коммуникаций. Планируется, что там разместится офис Агентства по сохранению и развитию объектов исторической среды Нижегородской области («АСИРИС»)», – рассказала «АиФ-НН» Анна Давыдова.