27 марта – Всемирный день театра. Что происходит сейчас в наших театрах? Какие проблемы они решают? Что привлекает туда зрителя? Кто он, наш завзятый театрал?
Несгораемое искусство
В июне 2020 года во Владимире почти полностью сгорел единственный в области академический театр драмы. Это было шоком и для труппы и работников театра, и для зрителей.
Но искусство не горит. Актёры продолжают репетировать и ставить новые спектакли на других площадках: коллеги предоставили им залы в филармонии и других культурных учреждениях. С большим успехом гастролируют в театрах других регионов.
А здание с тех пор ремонтируют. Дело идёт туго – ущерб нанесён колоссальный, стоимость реконструкции оценивают в 865 млн руб., значительную часть этой суммы рассчитывают получить из федеральной казны… Региональные власти требуют от подрядчиков, занимающихся реконструкцией драмтеатра, работать ударными темпами – чтобы успеть к началу театрального сезона, к осени 2023 года. Потому что владимирский зритель ждёт!
Театр нужен людям во все времена, но сейчас – особенно: это и праздник, и перезагрузка, и отдушина. «Невероятно радуюсь возможности жить в Чебоксарах – по-настоящему театральном городе, – говорит театрал с полувековым стажем Галина Раскидная. – Девять достойных и интересных театров для города с населением около 500 тыс. человек – это очень неплохо!»
Каждый из этих театров уникален: дети и внуки Галины Раскидной выросли на добрых сказках Театра кукол. Театр оперы и балета – это традиционные международные фестивали с настоящими звёздами. «В прошлом году отметили столетие Русского драматического театра – знаковое событие! – продолжает жительница Чебоксар. – Кажется, я видела все его спектакли, не пропустила ни одной премьеры. И всегда это аншлаги! У каждого зрителя свой любимый театр, безусловно…»
На днях в столице Чувашии чествовали 57-тысячного обладателя билета по «Пушкинской карте» – там растят новое поколение театралов.
На любой вкус
В Нижегородской области к февралю 2023 года было почти 206 тыс. держателей «Пушкинских карт», молодых лиц в зрительных залах очень много, и им есть из чего выбрать – в областном центре 13 театров, в том числе три академических. Ещё четыре муниципальных театра работают в области (Дзержинск, Арзамас, Саров).
Настоящим полем творческих экспериментов стал Нижегородский академический театр оперы и балета им. А. С. Пушкина. Его новая команда не боится рисковать и пока не проигрывает. Новое прочтение оперы Глюка «Орфей и Эвридика» (18+) принесло в Нижний первую оперную премию страны – «Онегин». За роль Орфея её получила Яна Дьякова. Стильная и строгая постановка оперы «Пиковая дама» (12+), перенесённая из Большого театра… Мировая премьера – четыре одноактных балета «Терезин-квартет» (12+) была посвящена узникам концлагеря Терезиенштадт в Чехии.
Необычности постановкам оперного добавляет площадка в Пакгаузах на Стрелке Волги и Оки в Нижнем Новгороде. Наследие Всероссийской промышленно-художественной выставки 1896 года – сейчас футуристический концертный зал с единственным в России панорамным остеклением на сцене. Музыку сопровождают невероятные виды на историческую часть города.
Увы, старое здание театра оперы и балета всё меньше подходит для масштабных постановок: сцены и пространства театра малы, акустика и видимость не на уровне. Но до сих пор не выбран даже участок для строительства нового здания.
А вот Нижегородский академический театр драмы имени Горького – лидер в регионе по «Пушкинским картам» – в нынешний год своего 225-летия должен получить отремонтированный зрительный зал и систему кондиционирования. В академическом театре кукол в планах обновление кровли и обновление репетиционного зала. Одобрен и проект реконструкции Нижегородского ТЮЗа. Пусть сбудутся все эти оптимистические планы!
Театр плюс технологии
Рязанский театр кукол назвать провинциальным язык не поворачивается. «Сейчас это одна из самых технически оснащённых театральных площадок в стране, – рассказывает директор театра кукол Константин Кириллов. – Поэтому мы стали первым партнёром всероссийского проекта «ТеатровИдение».
Проект при поддержке Президентского фонда культурных инициатив объединяет театральное искусство и современные технологии, его задача — обучить современным технологиям специалистов, которые смогут создавать и использовать в театре видеоконтент.
Первой постановкой, чью видеоверсию создала команда проекта, стал спектакль «И наказанiе» (16+) режиссёра Олега Жюгжды.
В театральном пространстве Ярославля много локальных проектов с необычными форматами спектаклей. Один из них – плейбэк-театр, где актёры играют истории, рассказанные зрителями прямо во время выступления. Всё происходит спонтанно и эмоционально, что позволяет полностью вовлечь публику в происходящее на сцене. «Получается не пассивное развлечение (пришёл, посмотрел спектакль), а довольно серьёзная внутренняя работа. И есть люди, которые готовы в это идти», – рассказала участница плейбэк-театра Наталья Ключарева.
Театр всегда собирает полный зал. И ярославцы с удовольствием идут посмотреть на диковинку, многие становятся постоянными зрителями. Актёры видят, что у людей есть потребность в контакте, но открываться другим – задача не из лёгких. Сейчас театр выступает на небольших площадках, импровизированные постановки проходят даже в городских библиотеках. Плейбэк – это очень камерное пространство…
Премьеры, эксперименты, новые проекты, даже ремонт – всё это вместе говорит о том, что театры в регионах меняются, развиваются и необходимы людям.
И Чехов, и день сегодняшний
Театральный критик, блогер Полина Зонова (Нижний Новгород):
«На мой взгляд, в связи с последними событиями в мире интерес к театральной жизни, в том числе провинции, вырос.
Во-первых, театры в глубинке пробуют новые формы работы с материалом и зрителями. Во-вторых, изменился репертуар кинотеатров – интереснее и разнообразнее он не стал. А пойти куда-то хочется. Почему бы не в театр?
Тем более что сейчас театры готовят постановки, например, по бестселлерам современных писателей, ставят пьесы современных драматургов. Это, кстати, не новшество. В советские годы часть репертуара обязательно отдавалась под современный материал. Кто бы что ни говорил, всё время ставить только Островского и Чехова невозможно. Зрители всё же хотят видеть на сцене и картины из собственной жизни, а не только из прошлого.
Привлекла зрителей в театр и «Пушкинская карта». В нижегородских театрах даже пришлось организовать дополнительные спектакли – желающих побывать там по «Пушкинской карте» было слишком много.
Активно развивается театральное фестивальное движение в Нижнем Новгороде, Ярославле. Люди с удовольствием ходят на постановки в рамках фестивалей, а потом втягиваются и идут уже просто так.
Театры в регионах продвигают себя в социальных сетях. Как правило, вся нужная зрителю информация на их официальных страницах есть. Идут в ногу со временем…»