Во время Великой Отечественной войны Горький дал фронту каждый четвёртый самолёт-истребитель, около 9000 авиамоторов, свыше 22 тыс. комплектов шасси и 40 тыс. воздушных винтов. Благодаря трудовому подвигу работников авиапрома, мастерству конструкторов и отваге лётчиков-асов мы победили врага в небе. Как работали в войну горьковские авиастроители, nn.aif.ru узнал у кандидата исторических наук, автора книги о трудовых коллективах авиастроительного комплекса Горьковской области в годы ВОВ «Авиастроители» (6+) Ивана Калмыкова.
Истребитель из дельта-древесины
Злата Медушевская, nn.aif.ru: — Иван Алексеевич, почему с началом Великой Отечественной войны именно Горький становится одним из центров советского авиастроения?
Иван Калмыков: — Ещё до начала Великой Отечественной войны Горький обладал производственными мощностями по производству авиационных изделий. В 1932 году в городе возвели самолётостроительный завод № 21 им. Серго Орджоникидзе. Кроме того, в 1940 году во время расширения авиационной промышленности СССР был создан авиамоторный завод № 466 в Горьком и завод воздушных винтов № 467 в Павлове.
Осенью 1941 года в силу тылового положения в наш город из Москвы эвакуируют завод № 119 им. Маленкова (ныне это «Гидромаш») и завод № 469 им. Громова из Солнечногорска (сегодня «Теплообменник»). Борский и муромский заводы (Муром на момент начала войны входил в состав Горьковской области) делали стекло и фанеру для нужд самолётостроения. Получалось, что в Горьком и области сложился мощный авиастроительный комплекс, перед которым с началом войны ставились сложнейшие задачи: нарастить производство и одновременно упростить конструкцию изделий без потери качества.
При этом на момент начала войны советские самолёты И-16 и ЛаГГ-3 уступали немецким по ряду показателей. Но массовость выпуска самолётов и мастерство боевых лётчиков сыграли роль в том, что мы давали врагу в небе достойный отпор.
Важнейшей вехой для истории горьковского авиастроительного комплекса стал тот факт, что в ноябре 1940 года на завод № 21 им. Орджоникидзе из Подмосковья перевели Опытное конструкторское бюро (ОКБ) под руководством великого советского авиаконструктора Семёна Алексеевича Лавочкина. Ветераны завода вспоминают его как человека в потёртом кожаном реглане с «мягким характером учителя».
— Лавочкин должен был наладить на заводе производство истребителей ЛаГГ-3?
— Да, и первый серийный ЛаГГ-3 производства завода № 21 поднялся в небо в январе 1941 года, хотя для этого заводу пришлось фактически перестроить производство. Не секрет, что ЛаГГ-3 строили из дельта-древесины, требовались деревянные, а не алюминиевые агрегаты, как ранее для И-16. К концу 1941 года Горьковский авиазавод № 21 поставил фронту около 1,5 тысячи самолётов ЛаГГ-3.
Однако война требовала всё более совершенных самолётов — скоростных, наделённых боевой мощью. Так появился легендарный Ла-5. Фактически это был ЛаГГ-3, но с новым звездообразным мотором с воздушным охлаждением.
Когда Ла-5 был практически готов, на завод № 21 пришло неожиданное постановление Государственного комитета обороны о переходе на выпуск Як-7 — детища молодого авиаконструктора Александра Яковлева, которому покровительствовал сам Сталин. Семёна Лавочкина и его ОКБ спешно переводили на завод № 31 в Тбилиси.
И вот здесь проявилось горьковское братство авиастроителей, производственников, конструкторов, лётчиков-испытателей, военпредов, сумевших в нарушение директив довести до ума и провести испытания Ла-5. Самолёт получил высокие оценки испытательной комиссии, о чём доложили Сталину, и тот принял решение остановить перевод ОКБ Лавочкина в Тбилиси.
Это решение дало жизнь серийному выпуску Ла-5, а в дальнейшем и Ла-7 — одним из лучших самолётов-истребителей Великой Отечественной войны.
Шум-Джаз-оркестр конструкторов
— Горьковские конструкторы модифицировали самолёты по требованиям боевых лётчиков?
— Совершенно верно. В книге я привожу рекламации из воинских частей, где отмечаются как дефекты, так и предложения по оптимизации конструкции боевых машин. Например, были случаи срыва обшивки крыла, забрызгивания маслом и без того непрозрачного фонаря кабины. Неудобно расположена гашетка, не достаёт радиопередатчиков... Ошибки сборщиков, заводской брак порой приводили к трагедиям. Все обращения тщательно изучались создателями авиатехники, чтобы оперативно исправить недостатки.
Есть свидетельства, что на завод № 21 приезжали лучшие советские асы: Александр Покрышкин, Иван Кожедуб, полярный лётчик Михаил Водопьянов.
— Правда, что авиастроители, отдавая фронту всё, что могли, жили на производстве?
— Бытовая жизнь тружеников тыла не всегда прослеживается в официальных документах, но воспоминания об этом можно найти в личных записях. Например, один из мастеров сборочного цеха завода № 21 Фёдор Левин вспоминал, как начальник цеха Семён Зайчик отпускал рабочих менять вещи на еду в ближайшие от Горького деревни. В благодарность Семёну Ефимовичу рабочие старались выполнить все плановые нормы. Что греха таить, усиленные пайки были только у передовиков производства, стандартное меню заводской столовой — суп с картошкой и капустой, каша или тушёная капуста «со следами жиров» ...
Рабочим выделяли земельные участки и семена, проводили лекции, как правильно сажать овощи, чтобы была дополнительная возможность прокормиться. Несмотря на сложные военные годы, работала социальная сфера — амбулатории, заводские пионерские лагеря, дома отдыха, продолжали действовать ясли и детсады, а бытовые услуги типа парикмахерских или мастерских по ремонту одежды и обуви оборудовали даже в крупных цехах.
О том, чем жили горьковские авиастроители, рассказывают и заводские многотиражки тех лет. Это был мощный агитационный инструмент, который подвигал людей к труду. Была в заводских газетах и сатира, высмеивающая нерадивых. Речь, кстати, не всегда шла о работе, ругали коммунальщиков, болели за футбол, вели репортаж из зала суда. Писали о нарушителях дисциплины — о том, «сколько минут украл у Родины шлифовщик Арсентьев». Были, конечно, и молнии о трудовых достижениях.
Огромную роль в жизни рабочих авиазавода играл профсоюз: организовывались спортивные мероприятия, партийно-технические конференции, кинопоказы, самодеятельный театр. Конструкторы завода № 21 создали свой шум-джаз-оркестр. Всё поднимало моральный дух людей, которые много отдавали фронту.
Кузница кадров
— Завод № 21 в 1944 году давал Красной армии до 24 самолётов в сутки. Помогала, в том числе, особая производственная система?
— Производственные системы, которые применяли на авиационных заводах, актуальны по сей день: поточный метод организации производства, стандартизация и постоянное совершенствование операций, перевод оборудования на почасовой график планирования и контроля, многостаночное обслуживание оборудования, изобретательство и рационализаторство. Авиастроители постоянно думали, как одни материалы из-за их дефицита заменить другими, чтобы сэкономить. Как уменьшить вес самолёта, снизить трудоёмкость.
За хорошие идеи сотрудников поощряли. Если взять пухлые архивные папки с приказами директоров заводов в годы Великой Отечественной войны, то значительная доля была о премировании. На уровне Наркомата авиационной промышленности СССР на это всегда выделяли средства.
— Какие ранее малоизвестные факты вам удалось узнать о трудовом подвиге горьковских авиастроителей?
— Во время Великой Отечественной войны в Горьком в команде Лавочкина работал будущий гений ракетостроения — Пётр Грушин. Его задачей было обеспечение скорейшего серийного выпуска нового истребителя Ла-5. В 1943 году за работу в Горьком Грушин был награждён своим первым орденом Ленина — всего у него их было семь.
На заводе № 21 в годы войны трудился авиаконструктор Семён Алексеев — будущий соратник Сергея Королёва и создатель скафандра для первого космонавта Юрия Гагарина. Будучи слесарем завода № 21, на фронт отсюда ушёл поэт Александр Люкин.
А на заводе № 92 имени И. В. Сталина (сейчас — Нижегородский завод 70-летия Победы) трудился один из создателей системы ракетно-космической обороны СССР Анатолий Савин. Там он предложил более технологичную конструкцию противооткатного устройства для пушки Ф—34, сэкономив государству несколько миллионов рублей.
Получается, что Горький был не только кузницей самолётостроения, но и кузницей кадров для великого будущего страны.