Примерное время чтения: 6 минут
1020

Партия сказала: «Надо!» История первого моста через Оку в Нижнем Новгороде

Как его только не называли! Пахомовский, Окский, Канавинский.

2 апреля - 90 лет с тех пор, как транспорт движется по первому в Нижнем Новгороде мосту через Оку. Почему его строительство стало большим событием для горьковчан, как поздравил их Сталин и в каком состоянии переправа  находится сейчас - в материале nn.aif.ru.

От плашкоутного к арочному

До начала XIX века ни одного моста через Оку в Нижнем не было. Поэтому летом приходилось использовать лодки и паром, а зимой - перебираться с берега на берег прямо по льду. Но с развитием Нижегородской ярмарки этого стало мало – во времена ярмарок население города увеличивалось на 200 000 человек. Вот и решили использовать с весны по осень плашкоутный, плавучий, мост.

500-метровый мост состоял из 26 плоскодонных судов – плашкоутов, при этом центральную часть переправы по ночам разводили для прохода судов. В межсезонье переправой уже нельзя было пользоваться.  А на зиму мост и вовсе разбирали и отвозили за 70 километров от города. Все это создавало большие неудобства. Городу был нужен постоянный мост.

Тем не менее плавучий мост работал больше ста лет, в 1896 году по нему даже пустили трамвай!  Кстати, мост был платным. Пеший проход по переправе стоил две копейки, а проезд порожней конной повозки – 25 копеек.

Плашкоутный мост, конец XIX века.
Плашкоутный мост, конец XIX века. Фото: Википедия/ Максим Дмитриев

Интересно, что в 1910 году, когда городская Дума рассматривала проекты стационарного моста, инженер Кантауров говорил, что «мосты арочные с ездой поверху» наиболее предпочтительны во всех отношениях. Однако заключал: «К сожалению, о применении этого типа к мосту через Оку в Нижнем Новгороде не может быть и речи». Дальше довольствовались плашкоутным…

Построили за три года

Но в 1920 году начал обсуждаться вопрос о строительстве постоянной переправы через Оку. Окончательное решение было принято в декабре 1925 года ни много ни мало на XVIII губернской партийной конференции.

Разработку проекта моста вели советские архитекторы Щусев, Помазонов и Француз, а также инженер Крылов. Строительство шло под руководством нижегородского отделения «Мостотреста».

Первая опора на острове Гребнёвские пески посреди Оки была торжественно заложена 4 июня 1930 года. Посмотреть на такое важное для горьковчан событие съехалось чуть ли не полгорода. А в июне 1932-го началась сборка механических конструкций будущего моста. 

 Уже 2 апреля 1933 года по новой переправе пустили движение пешеходов, гужевого и автомобильного транспорта. Газета «Горьковская коммуна» тогда писала: «Сегодня открывается частичное движение по мосту. Весна первого года второй пятилетки — первая весна без обычных для г. Горького в прошлом безобразий с переправой, без ужаса очередей, без риска перепрыгивания по льдинам».

При этом даже после открытия моста продолжали работать над покрытием проезжей части и подъездных путей. Полностью движение по переправе, по большому счёту, началось накануне Первомая.

Горячий привет от Сталина

29 апреля 1933 года Президиум Горьковского краевого исполнительного комитета и городского Совета принял постановление о завершении строительства Окского моста, где говорилось: «Окский мост, в дополнение к Автозаводу, Станкозаводу, Новому Сормову и другим гигантам пятилетки, завершает превращение «купецко-мещанского» Нижнего Новгорода в город Горький — один из передовых пролетарских центров Советского Союза».

Даже руководство страны отметило столь значимое для горьковчан событие. В телеграмме, подписанной руководителями страны Сталиным, Калининым, Молотовым, Кагановичем, говорилось: «Горячо приветствуем рабочих и всех трудящихся города Горького в день пролетарского праздника Первого мая и поздравляем с окончанием строительства гиганта-моста через реку Оку».

Кстати, за большой вклад в строительстве переправы президиум Горьковского крайисполкома отметил завод «Красное Сормово» и спортобщество «Динамо».

Теперь о названиях переправы. Первое название, Пахомовский, мост получил в честь Николая Пахомова, который тогда был действующим председателем губернского исполкома. Но в 1938 году Пахомова обвинили в шпионаже и расстреляли. А мост, само собой, быстренько переименовали в Окский.

Во время войны переправу пытались бомбить, но её удалось сохранить, благодаря маскировке. На воду были спущены катера, которые всё время находились рядом с мостом. При объявлении воздушной тревоги они выпускали плотную дымовую завесу. Плохая видимость не позволяла немцам уничтожить мост.

Окским мост оставался до 1965 года. Но с появлением второго моста через ту же реку в городской черте, Молитовского, переправу 1933 года постройки стали называть так, как сейчас, - Канавинским мостом.

Фото: "АиФ-Нижний Новгород"

Ремонт и реконструкции

  • В 1968-1972 году провели первый капитальный ремонт моста, в 1995-1996 годах -  частичная реконструкция моста с устройством гидроизоляции, заменой деформационных швов, укладкой новых трамвайных путей. При этом было выполнено только 20% запланированных работ - в частности, сэкономили на антикоррозионных и лакокрасочных покрытиях. В итоге мост быстро вновь пришёл в аварийное состояние.
  • В марте 2009 года здесь пришлось закрыть грузовое движение, чуть позже – трамвайное. Обследование, проведенное в марте 2010 года, показало, что металлоконструкции, установленные при строительстве переправы, сохранились лучше, чем те, которые использовались во время первого капремонта. В 2010 году мост реконструировали, при этом убрали трамвайные пути. Движение пришлось частично перекрывать, общественный транспорт перенаправлять на метромост. Город стоял в пробках и экспериментировал с пешими прогулками по ремонтируемому мосту.

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно