Профессионал своего дела, Павел достиг больших высот, в тележурналистике ему довелось стоять у истоков работы первого канала. Нашей редакции он рассказал о кино, Саакашвили и работе в эфире.
Россия - страна войн
Что означает понятие Frontline?
Несколько лет назад в Англии ведущие звезды федеральных каналов решили уйти с работы и стать фрилансерами. Они снимали документальные фильмы из горячих точек и на социально-актуальные темы. Это объединение свободных журналистов создали проект Frontline. Сейчас в вашем городе представлен один из таких фильмов «Багдад. Скорая помощь».
А о чем эта картина?
Это интересная работа была снята американскими журналистами во время американо-иракской войны. Фильм очень популярен в Европе и Америке. Картина даже была номинирована на шесть премий «Эмми». Это работа вызывает много споров, кто-то считает, что это пропаганда насилия, кто-то называет фильм антивоенным.
Вы считаете, фильм будет интересен российскому зрителю?
Я думаю да. Россия всегда воевала, воюет, и будет воевать, так уже сложилось. Мы хотим, чтобы молодежь через этот фильм обсуждала проблему насилия и жестокости. Для нашего общества и для журналистов очень важно понимание этого вопроса изнутри.
Грузия и Саакашвили
Я знаю, вы тоже снимали документальные фильмы?
Да, во время второй чеченкой войны я поехал в горячую точку. Тогда мы с оператором прошли всю Чечню и сняли много правдивых кадров, которые в дальнейшем легли в основу фильма «Чеченский дневник». Позже я снял еще одну картину о гибели пермского ОМОНа. Это фильм – рассказ пресс-секретаря пермского отряда ОМОНа, которая все снимала на камеру: проводы бойцов, как они готовились к засаде и потом, когда проходило уже опознание погибших омоновцев. Это очень трагичный фильм. На экраны он так и не попал, не прошел цензуру.
Не хотели никогда поменять профессию журналиста на режиссера?
Вы знаете, действительно, в одно время я хотел поступать во ВГИК на сценариста или режиссера и в это же время продолжал снимать документальное кино. В какой-то момент я понял, что я все-таки не режиссер, а журналист в лучшем случае публицист. Для меня важен не образ, а сам факт.
У вас вышли новые книги, о чем они?
Первая книга рассчитана на репортеров и называется она «Телевиденье между иллюзией и правдой жизни». Это работа о том, как попасть в историю голубого экрана. Там представлены как мои личные рекомендации, так и интервью с такими звездами голубого экрана Владимир Познер, Тута Ларсен и многих других. Они делятся своими секретами успеха и рассказывают о том, как прошли долгий путь к журналистской славе.
А вторая моя работа рассчитана для широкой аудитории. Я писал о Грузии, о Саакашвили. Она так и называется «Грузия и Саакашвили». Первая глава рассказывает о недавнем августовском конфликте, а вообще эта работа имеет более широкий взгляд на южноосетинский конфликт. Нижний Новгород стал третьим в списке городов, где эта книга будет представлена. До этого я был в Екатеринбурге и Тбилиси.
Как в Грузии отнеслись к вашей работе?
Я очень боялся реакции Тбилиси. Думал, будет много скандалов. Книга не понравилась Саакашвили и грузинским властям это я могу сказать точно, но большинство грузинских журналистов и политиков отреагировали положительно. Там конечно есть много неприятных моментов для Грузии, но главное что там есть много правды, которой не хватает в отношения Грузии и России. Я думаю, что в нашей стране тоже неоднозначно воспримут книгу, потому что я рассказываю и о наших ошибках тоже.
Работа на «Первом»
По образованию вы банкир как вас жизнь связала с телевиденьем?
Да, я окончил Белорусский университет по специальности банкир и работал какое-то время в банке, параллельно с этим консультировал белорусское телевиденье. И так меня засосала эта трясина, что я ушел в журналистику. Это были 90-е годы, многие мои друзья думали, что я сошел с ума, ведь тогда в банках крутились большие деньги. Потом мне предложили возглавить бюро первого канала, тогда к власти пришел Лукашенко и начал избавляться от независимых журналистов, так я трижды побывал в белорусской тюрьме. В 1899 меня пригласили уже в Москву, где я возглавил отдел специальных корреспондентов. Дальше была программа «Время». Сейчас я отошел от телевиденья. Нужно перевести дух.
Охарактеризуйте специфику работы на Первом канале?
Эта работа занимает все ваше время. Нужно быть готовым к постоянным командировкам. Это круглосуточная мобилизация всех сил. Но зато ты всегда находишься в центре всего, что происходит в мире и это настоящий драйв. Главное в журналистике не делать ничего через силу, эта не та профессия, в которой слюбиться, стерпится.
Как жена реагировала на ваши бесконечные командировки?
Она понимала, что ради больших целей надо чем-то жертвовать, поэтому все было хорошо. Это игра, вы либо играете по правилам, либо нет, а для победы, как известно надо чем-то пожертвовать.
Вы работали документалистом, в аналитическом жанре, что еще?
Я хотел бы попробовать свои силы в жанре интервью или ток-шоу. Еще есть мечта сделать экономическую программу, но, к сожалению это не формат первого канала. Сейчас планируется с мая выпуск журнала «Огонек» и решается, какую нишу я в нем буду занимать.
Сегодня Павел Шеремет много занимается Интернет – проектами и отдыхает от жизни… в прямом эфире.
Анна КОЛЕСНИЧЕНКО, студентка ННГУ.
Фото Натальи БУРУХИНОЙ