Примерное время чтения: 7 минут
91

Иосиф Райхельгауз: «Зал полон, несмотря на кризис»

…олигархах-театралах

- Тем и отличается российский театр (и московский, и нижегородский) от зарубежного, что мы не можем прожить только на деньги государства. И это нормально. Раньше нашему театру помогало существовать РАО ЕЭС. Сейчас это прекратилось. Зато теперь у нас появился попечительский совет театра, в состав которого входят 11 олигархов под председательством всё того же Анатолия Чубайса. Это традиции русской культуры, когда бизнес помогал театру.

Сейчас театр реставрируется, строится третья сцена на 320 мест (будет новое здание). Возводим на средства правительства Москвы. В этом плане Юрий Лужков просто гений. За его «мэрство» построили на городские деньги более 20 театральных зданий! Такого не было давно.

Я считаю, пусть театров будет столько, сколько хочется. В Москве, к примеру, на сегодняшний день около 300 трупп, если не больше. Но вот что касается госпомощи, мне кажется, нужно поддерживать сильных, а не слабых. Помогать тем, кто зарекомендовал себя, кто может показать результат, а не по знакомству или по просьбе художественного руководителя.

…последнем пристанище для сокращённых

- Если честно, пока нас финансовый кризис не коснулся. Но ещё не вечер… Мы почувствовали его на себе очень странным образом. Сами понимаете, что в театре, как на любом производстве, нужны высококлассные профессионалы. У нас в «Школе» работает всего 150 человек. Претендентов мы ищем через объявления на нашем сайте. И вот буквально в последние недели посыпались резюме практически на все должности. Мы такого спроса не ожидали! Приходят образованные люди, которых сократили на работе. И теперь они не могут нигде трудоустроиться. Театр как последнее пристанище.

Пока бюджетную составляющую нашей театральной казны не трогают. Финансирование не урезают. Правда, не могу сказать, что будет дальше.

У меня есть ощущение, что посещаемость театров в условиях кризиса вырастет. Россия такая странная и непредсказуемая страна, что как только становится тревожно и тяжело, всё внимание вдруг фокусируется на…искусстве. На гастролях полные залы. В Москве у нас с конца сентября произошёл не то что наплыв, а просто бум зрителей. Нам пришлось увеличить цены на билеты, и всё равно они раскупаются! На некоторые спектакли уже в начале декабря были проданы билеты на весь январь.

…московских познаниях в классике

- Я зрителя не разделяю на столичного и провинциального. Есть застарелые суждения: «Вот Москва и Питер – театральные города, а вот какой-то другой не театральный». Но у нас в Москве на спектакле «Чайка» большая часть зрителей только в конце с удивлением узнаёт, что Треплев застрелился. Это так, к сожалению. Гастролей у нас много, и по России и за рубежом. Мы едем туда, куда нас зовут. И я уверен, что зритель всегда прав и всегда всё правильно понимает. Если он по середине действа встаёт и уходит, значит, виноват театр. Это мы должны настраивать зрителя.

Не буду себя хвалить, но у нас одна из самых звёздных трупп. У нас всего 30 штатных артистов, из них 11 народных, 8 заслуженных.

Сейчас в Москве в прошлом и позапрошлом сезоне прошёл каскад спектаклей «Горе от ума» - в Современнике, Таганке, им. Моссовета. И я решил сделать свой спектакль во след этим жутким трагедиям и поставил оперетту «Русское горе» (музыка барда Сергея Никитина, стихи Вадима Жука).

…забытых регалиях в афише

- Организация гастролей иногда огорчает. Так получилось и с нашим приездом в Нижний Новгород. «Школа» в этот раз приехала в составе пяти народных артистов, шести заслуженных, нескольких простых артистов и даже студентов. Большая труппа, декорации, костюмы, службы, цеха. В городе практически не было рекламы. Висели афиши, напечатанные антрепризным способом. Я считаю, что антреприза в принципе портит всю театральную жизнь нашей России. Выдернули два лица, пусть мной любимых - Ирины Алфёровой и Альберта Филозова. И почему мои регалии не написали? (смеётся). Видимо, не убрались.

А если серьёзно, мне как художественному руководителю обидно, что забыли других. Неловко и неправильно так делать. Я очень люблю ваш город, специально приехал в Нижний пораньше, чтобы принять участие в юбилее театрального училища. Но… из десяти моих знакомых нижегородцев семеро не знали, что мы вообще сюда собираемся.

И ещё хочется пожелать организаторам советоваться с самим театром при выборе репертуара для гастролей. Я, конечно, люблю все свои спектакли. Но мне кажется, что в Нижний Новгород нужно привозить не спектакли 10-12-летней давности, а премьеры. В этот раз меня даже не спросили - только в известность поставили.

В нашем театре три «Чайки» - Чехова, Акунина и оперетта Александра Журбина и Вадима Жука. Получается такой триптих. Чеховское произведение - это единственная классика, которую мы поставили в «Школе» за 20 лет. Всё остальное - современные пьесы. Это принцип театра. Но почему-то для нижегородского зрителя организаторы выбрали лишь две постановки. А ведь весь смысл в триптихе. Так и задумано изначально. К примеру, на ближайших гастролях в Киеве мы будем играть полноценное произведение.

…актёрах за деньги

- Я понимаю, что на меня могут обидеться и вообще не приглашать в Нижний. Мне очень нравится выступать в вашем городе. Но всё-таки это обязательная программа – советоваться с главным режиссёром при организации гастролей. Я ещё раз хочу сказать, я обожаю Нижний. Я регулярно приглядываю в нижегородском театральном училище себе кадры в труппу, а также в актёрскую и режиссёрскую мастерские ГИТИСа. А пару лет назад в НТУ меня пригласили в качестве председателя государственной выпускной комиссии. Я отсмотрел все дипломные спектакли. Училище очень сильное. Развелось такое количество самозванцев сейчас – в каждом городе есть актёрский институт или училище. Актёров уже в райцентрах готовят. И готовят плохо! Да и Москва, помимо шести знаменитых вузов и училищ, пестрит ещё коммерческими учреждениями, которые за деньги растят таланты. Когда их выпускники приходят показываться в театр… Лучше бы они не появлялись.

И вот нижегородское училище наравне с иркутским – единственное место в России, которое основами и технологиями преподавания владеет очень сильно. Здесь мощная педагогическая школа!

А ещё был случай…

Иосиф Райхельгауз выбрал банк для своих сбережений оригинальным образом:

- Могу признаться, у меня личных денег немного. Да, я не олигарх (смеётся). Я свои сбережения отнёс в банк, который находится через дорогу от моего театра: однажды вышел с работы, смотрю, на противоположной стороне название светится. Зашёл, там оказался какой-то итальянский банк, не помню, как называется. Но я перестраховался - перед тем как отдать свои сбережения, спросил работников:

- А вы когда закроетесь?

- Никогда!

Вот я и доверился… первому попавшемуся банку (только найдя в кармане пиджака пластиковую карточку, Иосиф Леонидович вспомнил, как же он называется. - Авт.).

Фото Татьяны БЫКОВОЙ

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно