Примерное время чтения: 6 минут
61

Спел на улице - плати

ПРИДЁТСЯ выплачивать вознаграждение, даже если вы просто поёте на улице. Кроме того, обратили внимание и на тех, кто использует произведения изобразительного искусства в коммерческих целях.

 

Творцы, обогащайтесь!

С 1 ЯНВАРЯ этого года вступила в силу 4-я часть  Гражданского кодекса РФ, защищающая авторские, смежные с авторскими

права и интеллектуальную собственность. Любой киоск, ресторан, кинотеатр обязаны раскошелиться на авторское вознаграждение композиторам, произведения которых они воспроизводят всенародно (будь то живой ансамбль или диск).

В настоящее время контролирует и взыскивает средства Российское авторское общество ("АиФ-НН" № 15, 11 - 17 апреля 2007 года, архив номеров смотрите на сайте www.nn.aif.ru). 15 августа этого года организация получила государственную аккредитацию от Росохранкультуры. Теперь общество собирает вознаграждения не только в пользу авторов, но и исполнителей и производителей фонограмм (смежные права). Кроме того, как аккредитованная организация РАО может представлять права не только тех сочинителей, с которыми заключены договоры, но и всех остальных, причём как российских, так и зарубежных. В частности, в Нижегородской области РАО в лице Волго-Вятского филиала отстаивает интересы более 30 тыс. отечественных и 2 млн иностранных авторов.

По словам директора филиала Максима Королёва, механизм взаимодействия достаточно прост: пользователь должен заключить договор с РАО, получить лицензию на право воспроизведения композиций и ежеквартально отчитываться о том, какие произведения проигрывались публично. В области смежных прав лицензия не требуется - вы ограничитесь договором о выплате вознаграждений.

За Баха деньги не возьмут

СЕЙЧАС РАО занимается в основном предприятиями общепита, культурно-развлекательными учреждениями, бильярдными, боулингами, казино, спортивно-оздоровительными центрами, кинотеатрами, а также предприятиями торговли (от палаток, столов, стендов до павильонов, выставочных комплексов, ярмарок, рынков, холлов и фойе). Именно эти заведения являются особыми любителями музыки. И не все из них хотят добровольно за это платить. К примеру, в прошлом году только решение суда заставило владельцев сети кинотеатров "Империя грёз" ("Октябрь", "Мир", "Сормовский") выплатить около 300 тыс. рублей авторских гонораров композиторам, музыка которых звучала в фильмах "Дневной дозор", "Ночной дозор", "Сволочи", "Первый после бога". За отказ выплачивать деньги американскому композитору за картину "Пираты Карибского моря: сундук мертвеца" был оштрафован на 30 тыс. рублей владелец кинотеатра "Импульс". В этом году поплатился за свои дискотеки сормовский "Голливуд".

Крупный иск суммой

930 тыс. рублей направлен в суд Ленинского района Нижнего Новгорода против Волжского пароходства за публичную трансляцию музыкальных произведений во время прошлогодней летней навигации на теплоходах - в этом году компания добровольно заключила с РАО договор о выплате вознаграждений. Следующее судебное заседание состоится 11 сентября. Как отметил Максим Королёв, в этом году параллельно рассматриваются в судах разных районов Нижнего Новгорода 10 подобных дел.

Если композитора или поэта нет в живых, это не повод уходить от ответственности - у них есть правопреемники в лице детей. Вознаграждение получат наследники. Зато можно безбоязненно передавать музыку Баха или Моцарта - их прямых потомков просто не осталось.

Но не только крупные компании попадают под внимание РАО. За непроплаченную музыку могут пострадать даже уличные исполнители. По словам директора Приволжского филиала Российского авторского общества Сергея Дёмина, уличные музыканты должны добровольно прийти в РАО, заключить договор и …выплачивать авторские отчисления за использование чужих текстов песен и фонограмм. Сергей Дёмин обещает, что суммы мизерные, главное - закон соблюсти.  Если же уличные музыканты исполняют свои произведения, они могут обратиться в РАО как авторы - а вдруг их искусство понадобится кому-то для всенародного воспроизведения. Правда, механизм работы с физическими лицами пока не отлажен.

Памятник требует компенсации

КРОМЕ того, отстаиваются права художников, скульпторов, архитекторов. В поле зрения РАО попадают:

- издатели,

- производители календарей, открыток,

- организаторы выставок,

- рекламные агентства,

- пресса,

- туристические фирмы,

- промышленные пред-

приятия.

Все эти юридические лица могут использовать произведения искусства на своей полиграфической продукции, за что тоже придётся платить авторские вознаграждения. Последним делом в этой области стало разбирательство с компанией "Кока-кола Эйч Би Си Евразия”. По словам Максима Королёва, нижегородский филиал компании к 450-летию присоединения Башкирии к России выпустил праздничные банки с лимонадом, на которых красовался памятник Салавату Юлаеву. В августе 2007 года в РАО обратилась наследница скульптора с просьбой взыскать авторское вознаграждение. Компания на предупреждения общества не отреагировала - пришлось обратиться с суд с требованием взыскать компенсацию за нарушение авторских прав путём незаконного воспроизведения изображения памятника на упаковке. Сумма иска - 500 тыс. рублей. 29 августа этого года в суде сторонам всё-таки удалось договориться о снижении исковых требований. "Кока-кола" пошла на мировую и выплатила дочке автора 250 тыс. рублей.

Так что,  как показала практика, лучше заплатить добровольно. Ведь "откосить", скорее всего, не получится - РАО работает в тесной связке с прокуратурой и МВД.

ЯЗЫКОМ ЦИФР
ВОЛГО-Вятский филиал РАО представляет интересы авторов в Нижегородской и Кировской областях, Чувашии, Марий Эл и Мордовии. За прошлый год сотрудники собрали по пяти субъектам Федерации для авторов 26 млн рублей, из них в Нижегородской области - около 18 млн рублей. За I полугодие этого года творцы обогатились на 20 млн рублей (из нашего региона - 13 млн рублей). По словам Максима Королёва, в течение этого года с пяти регионов планируют собрать до 35 - 40 млн рублей.
Среднее ежемесячное авторское вознаграждение в области - 2000 рублей.
Что касается смежных с авторским прав, ежемесячные выплаты исполнителям и производителям фонограмм в среднем варьируются от 500 до 5000 рублей и выше (в зависимости от количества посадочных мест в ресторане или оздоровительном клубе).

 

КСТАТИ
ПОДРОБНУЮ информацию и расценки можно найти на сайте  www.rao.ru.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно