ЭТО письмо стало поводом для визита к заместителю директора УФПС Нижегородской области - филиала ФГУП "Почта России" Владимиру Дроганову (на снимке).
- Владимир Александрович, в последнее время действительно на почте стали продаваться самые различные товары. Отвлекает ли торговля служащих от основной деятельности?
- Розничная торговля не является для нас приоритетным направлением. Об отвлечении сотрудников говорить не приходится: процесс продажи занимает не более одного процента общего рабочего времени. Кроме того, зоны, предназначенные для торговли, в отделениях УФПС отделены от зон почтовых услуг. Зайдите в любое отделение и увидите, что коммерческая зона чётко отделена от зоны специализированных почтовых услуг. Исключением могут быть только маленькие отделения, находящиеся в отдалённых населённых пунктах, да и товар продается как сопутствующий.
- А зачем вообще почта занялась торговлей?
- Это произошло не сейчас. Ещё в девяностые годы ряд сельских администраций обратился к нам с просьбой привозить в далёкие деревни предметы первой необходимости. Бывает, что в селе живёт не больше сотни человек, а до магазина добираться километров десять. Никто из предпринимателей туда специально не поедет. Зато там есть почтовое отделение, в которое регулярно ходит наша машина. Так почему бы по пути не захватить тот же стиральный порошок, спички, мыло? Во многих деревнях почта - единственный очаг цивилизации: и магазин, и место для общения - словом, нить, связывающая с внешним миром. Мы пошли навстречу просьбам глав сельских администраций и жителей расширили спектр социально значимых функций - ввели услугу по продаже товаров первой необходимости.
Со временем опыт распространился и на крупные городские отделения. В 2004 году произошла реструктуризация, в результате чего появился единый почтовый оператор. Договоры на поставку товаров стали заключаться на федеральном уровне. Большой объём закупок сделал возможным приобретать товары по льготным ценам. Так как структура единая, то и в городских отделениях появились торговые точки. Кстати, большинство жителей не в претензии: пока стоишь в той же очереди, можно купить открытку или что-то нужное по хозяйству. Для горожан это как один из вариантов экономии времени.
- Кто осуществляет контроль за торговой деятельностью почты?
- Те же инстанции, которые контролируют деятельность обычных магазинов. Нас регулярно проверяет ТУ Роспотребнадзора по Нижегородской области. Многие поставщики организуют свои проверки для поддержания престижа торговой марки. Все сотрудники имеют медицинские книжки, а помещения соответствуют санитарным требованиям. Мы участвуем во всех совещаниях и заседаниях, проводимых на уровне правительства области. Например, недавно состоялось заседение областной антитеррористической комиссии, на которой мы как представители розничной торговли тоже присутствовали. Соответственно, выполняем все установленные требования. Никаких поблажек нам как почте никто не даёт.
- Будет ли развиваться торговая деятельность почты и дальше?
- Возможно, торговля и дальше сохранится, если это будет способствовать улучшению условий жизни населения, особенно сельского, ведь 80% отделений почтовой связи приходится именно на сельскую местность. А в городских отделениях останутся строго выделенные зоны торговли или товар будет только сопутствующим.