Интересно начался год. Сначала гаишники, расстаравшись насчет ремня, оштрафовали за не пристегнутый ремень водителей мусоровозов, необорудованных этими самыми ремнями. В итоге решено их более не привлекать за такое злостное нарушение, но водители же мусоровозов поновее, где ремень уже входит в комплектацию, пристегиваться будут должны. Но абсурдности убавилось не намного: во-первых, мусоровоз объезжает за день около 170 точек, и соответственно столько раз водителю надо вылезать-залезать в кабину (то есть пристегиваться-отстегиваться), во-вторых, для водителя этот вид транспорта – один из безопаснейших: «МАЗы»-мусоровозы по большей части неторопливо ездят по дворам, да и на трассе конструкция не позволяет стать гоночной машиной.
Другой вопрос - грядущая эвакуация незаконно припаркованных автомобилей, официально начавшаяся с 1 января (а реально начнется не ранее марта), еще станет темой споров населения с региональной властью. Последняя отдала распоряжение о введении этой меры, не построив при том ни одной парковки в центре города, где собственно и сосредоточены офисы и деловые здания, под которые, если вспомнить, местное правительство в таком оживленном темпе само и давало «добро». На другой вопрос, почему нижегородцы будут в отличие от тех же москвичей оплачивать не только штрафную стоянку, но еще и работу эвакуатора (1900-2000 рублей), реального ответа не было. И, кстати, фирмы – «Нижегородец» и «Экспресс-сервис» - оказались везунчиками без всяких конкурсов в выборе, кому же доверить собирать денежки с населения. Ничего не скажешь – неплохой кусок частным предприятиям, да еще из рук администрации.
И наконец, о маслице. Том самом, вокруг которого разгорелись страсти в конце прошлого года. Нижегородские производители, возмущенные беспределом «фальсификаторов», написали письмо в областной минсельхоз. После выяснения ситуации Роспотребнадзор и минсельхоз провели проверки и выяснилось, что, оказывается, и правда, большая часть масла на нижегородских прилавках – не масло, а спред. О, ужас! И привезено оно из-за пределов региона, как оказалось (интересно, а где же покупают масло сами чиновники этих ведомств, если для них этот факт оказался новостью?).
В пятницу, 11 января, облправительство опубликовало список и производителей, и наименований продукции, которую зачислили в список поддельных. Кроме того, обратилось с просьбой к населению информировать о фактах обнаружения продукции из списка на прилавках.
Поддержать собственного производителя, особенно местного, дело благое. Однако, ситуация напоминает давнюю и вечную тему нелицензионных фильмов, например. Жутким позором общественного порицания клеймили производителей контрафакта и взывали к совести тех, кто его покупал («Как вам не стыдно?!»). Однако население это сильно не трогало почему-то. Людям, по большому счету, без разницы, поступили ли налоги в бюджет от купленного им «Крепкого орешка-4» по лицензионной цене 700 рублей, или не поступили по нелицензионной цене в 100 рублей. А уж авторские права тем более массу не беспокоят, за что ее ругать и бессмысленно. Родное государство в тысячи раз больше обирает гражданина и со стороны этого государства лицемерно требовать от людей быть патриотами там, где они просто выбирают в цене. Разумеется, качество продукции может попортить дорогую бытовую технику, и поэтому любой согласится покупать лицензионное. Но тогда, когда оно будет соответствовать реальным ценам, точнее реальным доходам населения.
Также выходит и с маслом. Практически весь список – масло с прилавков. Уберем его – дадим простор нижегородской продукции, что получим? Где гарантия, что и без того уже недоступное масло не взлетит на чистом от конкурентов поле до 60 рублей? И почему, собственно, нужно исполняясь патриотизма, предпочесть, скажем, кстовское масло вологодскому (произведенному в Вологодской области)? Говорите, это вологодское из списка и не является маслом? Странно, но почему-то в Вологде и спред неплохо получается. С какой радости население должно так сильно озаботиться неудачами местных производителей и объявить бойкот привозному? Да еще «информировать» правительство.
И главное - у покупателя есть право – ВЫБИРАТЬ. Его никто отнять никакими проверками не может. И запрет на ввоз – форма неприемлемая для рынка, как бы это не хотелось местным производителям. Единственное, что нужно требовать как на ввозной, так и на местной продукции – наличие указания, чем именно является данный продукт – маслом с содержанием натуральных (!) сливок не менее 72 процентов, или спредом (соединением животных и растительных жиров).
Для доброй части населения, особенно после роста цен (показавшего, кстати, в очередной раз неспособность российской власти предвидеть социальные последствия экономических колебаний), спред является едва ли не спасением. Оставить им исключительно масло с монополией нескольких нижегородских заводов, то есть заставить покупать продукт в 2-3 раза дороже – это будет не только удар по их кошельку и покупательской способности, это невыгодно и для торговли (читай, и доли от нее в бюджет) – люди перейдут на маргарин. В советские времена едали его из-за дефицита, сейчас будут из-за бедности. Кстати, лично меня для приготовления блюд спред вполне устраивает. Если будет указано, что есть спред, что масло – люди сами решат, что им брать. И сами решат, чье предпочесть – местное, или привозное - и по какой цене.