Но и среди поколения next есть люди, которые идут работать сюда целенаправленно. К примеру, Сергей Тяжелов (29 лет, на снимке) и Муза Сомова (21 год, на снимке) избрали именно трамвайное дело. И они ни капельки не сомневаются в правильности этого решения.
Детские мечты сбываются
Семья Сергея давно на рельсах: папа работает на железной дороге, мама была кондуктором, а крёстная водит трамвай. Окончив школу, парень поступил в железнодорожный техникум, отслужил в армии, сейчас учится в профильном институте (РГОТУПС) и работает водителем трамвая. Муза пришла в эту сферу сразу по окончании школы: сначала кондуктором, а потом села “за руль”. Параллельно она учится в технологическом техникуме на мастера-механика оборудования.
Причина, по которой ребята выбрали именно трамвай, у них одна и та же: впечатления детства.
- Когда я был ещё мальчишкой, - рассказывает Сергей, - я очень любил кататься на трамвае, мне нравилось наблюдать за водителем, как мигают лампочки на пульте управления. Стало любопытно...
Битва за право прокатиться
Обучение на водителя трамвая ни у Музы, ни у Сергея не вызывало трудностей: интерес к профессии, дружная группа, внимательные преподаватели сделали процесс лёгким и занимательным, а стремление попробовать свои навыки “вживую” - настоящей страстью.
- Было очень интересно, - вспоминает Сергей, - за право прокатиться на учебном вагоне мы чуть ли не дрались, так хотелось попробовать!
- Когда я села за управление первый раз, - рассказывает Муза, - помню, сколько было ощущений: боязнь, желание проверить свои способности, гордость... Просто феерия!
Кроме того, постоянно появляются новые модели трамваев, в которых разбираться сущее удовольствие. Садишься на новую машину и чувствуешь себя первооткрывателем, пилотом самолёта.
Карьерный рост на маршрутах
Выбор маршрута, на котором работает водитель, определяется его профессиональным опытом, квалификацией. По мере её повышения он получает возможность осваивать новый маршрут. Смена лёгкого на более сложный - наглядное свидетельство карьерного роста.
- Маршруты № 5 и № 18 считаются самыми лёгкими, - считает Сергей, - трамвай идёт по одному съезду, уклон дороги меньше, чем у № 27 - это сложный маршрут, требующий гораздо больше внимания и умения. “Двойка” тоже достаточно трудоёмкий, так как проходит по оживлённой центральной части города. В пробках гораздо сложнее ездить.
В вагоне как дома
За каждым водителем закрепляется определённый вагон, к которому быстро привыкаешь - он становится своим. Ребята признаются, что вести “родной” трамвай гораздо приятнее.
- Нельзя сказать, что на другом вагоне неудобно ездить, - делится Сергей, - просто нет такого удовольствия, как если бы ты сидел за своим пультом. На чужих вагонах как в гостях.
Конечно, “дом на колёсах” не спасает от сбоев в работе: авария на дороге или автолюбитель, легкомысленно бросивший свою машину прямо на рельсах... У пассажиров и вагоновожатого в таких случаях образуется сообщество братьев по несчастью, все поддерживают друг друга. Бывает, что пассажиры помогают водителю трамвая сдвинуть автомобиль с рельсов.
Уважение к профессии
Свободное время ребята проводят продуктивно: Сергей ходит на курсы в автошколу, Муза играет на пианино, занимается вокалом и посещает уроки актёрского мастерства, где играет... кондуктора. Но они уже не представляют жизни без трамвая.
- В ближайшем будущем я продолжу повышение квалификации, - говорит Муза, - хочу достичь уровня Сергея. Закончу техникум, пойду на высшее... Но с трамвая не уйду!
Сергей планирует закончить вуз и остаться на своей работе - у него уже есть первый квалификационный уровень, он инструктор учебной и пассажирской езды.
КСТАТИ
Ребята могут проверить свой профессионализм не только на дороге, но и в
ежегодных конкурсах. Сергей - участник и призёр множества подобных
соревнований, несколько лет назад победил даже во всероссийском конкурсе:
- Я доказал, что лучше, чем в Нижнем Новгороде, никто не ездит!
Фото Натальи БУРУХИНОЙ, студентки РосНОУ