Лечить причину, а не следствие
Казалось бы, название проекта несколько странное: вряд ли кто-то, будучи в здравом уме и твёрдой памяти, предпочтёт смерть. Но на самом деле люди нередко идут по пути разрушения собственного здоровья. Ускоренное умирание - это наркотики, алкоголь, сигареты, малоподвижный образ жизни, а также элементарная лень. Медики, как правило, имеют дело с последствиями такого выбора, им приходится лечить разного рода зависимости, ожирение, заболевания сердечно-сосудистой системы и многое другое, чего могло бы и не возникнуть. Говорить о том, что пить и курить - это плохо, а заниматься спортом хорошо, - занятие не слишком эффективное. О вреде табака написано на каждой пачке сигарет, но кого остановило это предупреждение?
Группа нижегородских психологов из социального фонда “Право на жизнь” предложила авторскую методику профилактики дурных привычек. Методика легла в основу проекта “Мы выбираем жизнь”, который реализуется в нескольких школах среди учащихся 7 - 8-х классов. Директор фонда, педагог и психолог Марина Голубь считает, что проводить основную работу надо не с теми, кто уже пристрастился к пиву или табаку. Нужно предотвратить тот момент, когда подросток начинает стремиться к сигаретам, выпивке или наркотикам.
Дисциплина не главное
Встречи с подростками, которые проводит Марина Вячеславовна и её коллеги, совершенно не похожи на скучные мероприятия. Там никто не читает лекции на тему как плохо быть бякой. Идёт живой и откровенный разговор о ценности жизни, о семейных традициях, о том, как сделать этот мир ярче и лучше. Почему у вас ученики не поднимают руку, кричат с мест, открыто критикуют взрослых? Такие вопросы Марине не раз задавали люди, привыкшие к обязательной строгой школьной дисциплине. Но в данном случае дисциплина не главное. Важно, чтобы дети вели себя максимально раскрепощённо, иначе не возникнет доверительной атмосферы.
- Может, кому-то покажется, что мы очень рано начинаем ставить перед детьми вечные вопросы, основной из которых - о смысле жизни, - говорит Марина Голубь. - Но чем раньше они усвоят позитивный подход, тем меньше вероятность, что когда-нибудь им захочется променять своё огромное человеческое счастье на сигарету с травкой.
Наша практика показала, что дети нуждаются в откровенных “взрослых” разговорах, которых они практически лишены. А нотации к успеху не приводят.
В поисках радости
ЗадаЧа проекта - показать не то, как плохо с наркотиками и алкоголем, а как хорошо без них. В игровой форме дети учатся осознавать ценность собственной личности. К сожалению, многие взрослые так и не освоили эту науку. На примере жизни известных людей (Дарьи Донцовой, Валентина Дикуля) ребятам объясняют, что с любой бедой можно справиться, если по-настоящему любить жизнь. И рассказывают, за что эту самую жизнь можно полюбить.
По опросам, проведённым среди учеников, чаще всего поводом для радости служат:
- когда тебя любят,
- когда победил,
- когда учителя нормальные.
К огорчению в основном ведут:
- болезни,
- плохие оценки,
- когда ругают, обижают, матерятся, когда отец “гавкает, как собака”.
И если научиться правильно реагировать на огорчения и постоянно радоваться жизни, то незачем будет прибегать к помощи разных стимуляторов, включая даже кофе.
Маленькие советы от Марины Голубь
Начните утро с аплодисментов
Если утром трудно проснуться, не спешите варить кофе. Заряд бодрости можно получить с помощью простых упражнений:
* похлопайте в ладоши, затем разотрите ладони вместе и каждый палец в отдельности до ощущения тепла;
* разотрите уши снизу доверху разогревшимися руками. На ладонях и ушных раковинах много нервных окончаний, поэтому рефлекторно вы стимулируете весь организм;
* нередко специалисты рекомендуют принимать по утрам контрастный душ. Но не всем эта процедура полезна. Попробуйте несколько раз ополоснуть руки от локтя до пальцев холодной водой из-под крана: глаза откроются без проблем.