Читатели интересуются, как им добиться перерасчёта. Сегодня мы начинаем рассказывать о том, кто в коммунальной сфере за что отвечает и какие права имеют граждане.
С кого спрашивать, если что-то отключили
ПРЕЖДЕ всего, не нужно путать обслуживание жилья (различные ремонты) с коммунальными услугами. К последним относятся горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление.
Предоставлять их может любое юридическое лицо, а также индивидуальный предприниматель. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный или специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
В последнем случае собственники дома должны заключить договоры непосредственно с соответствующим ресурсоснабжающим предприятием - энергетиками, газовиками и т. п. И если случатся какие либо перебои с предоставлением услуги, необходимо обращаться не в управляющую компанию, а непосредственно к производителю той или иной услуги.
Что обязаны делать те, кто обслуживает...
* ПРЕДОСТАВЛЯТЬ коммунальные услуги хорошего качества, безопасные для жизни, здоровья и не причиняющие вреда,
* самостоятельно или с привлечением других лиц обслуживать внутридомовые инженерные системы,
* устранять аварии, а также выполнять работы по заявкам потребителей,
* уменьшать размер платы за предоставление коммунальных услуг плохого качества или с перерывами, превышающими допустимую продолжительность,
* вести учёт жалоб, требований и контролировать их исполнение,
* в течение двух рабочих дней с момента подачи жалобы известить о ее приёме. А также сообщить, удовлетворена ли она, а если нет, то по каким причинам,
* если вы почувствовали запах газа в квартире, нежилых помещениях или во дворе, обслуживающая организация обязана принять меры немедленно. А в случае обнаружения утечки - обеспечить безопасность жителей,
* информировать вас в течение суток со дня обнаружения неполадок в работе внутридомовых инженерных систем, о причинах и предполагаемой продолжительности ограничения или нарушения качества коммунальных услуг,
* информировать о плановых перерывах предоставления коммунальных услуг не позднее чем за 10 рабочих дней до начала отключения,
* по вашему требованию направлять своего представителя для выяснения причин непредоставления или предоставления коммунальных услуг плохого качества. Он должен составить соответствующий акт, а также документ, фиксирующий вред, причинённый жизни, здоровью или имуществу в связи с авариями, стихийными бедствиями, отсутствием или некачественным предоставлением услуг,
* не позднее трёх дней до проведения плановых работ внутри квартиры согласовать с вами время доступа в помещение или направить письменное уведомление, в котором указываются:
- предполагаемые дата и время проведения работ,
- номер телефона, по которому можно согласовать иную дату и время проведения работ, но не позднее пяти рабочих дней с момента получения уведомления,
- вид работ, который будет проводиться,
- сроки проведения работ,
- должность, фамилия, имя и отчество лица, ответственного за проведение работ,
* предоставить информацию о:
- адресах и телефонах диспетчерских и аварийных служб,
- размерах тарифов на коммунальные услуги, надбавки к ним и реквизиты нормативно-правовых актов, на основании которых они применяются,
- порядок и форму оплаты коммунальных услуг, параметры их качества и предельные сроки устранения аварий и иных ЧП,
-l сведения о максимально допустимой мощности приборов, оборудования и бытовых машин, которые вы можете использовать для бытовых нужд,
- наименования, адреса и телефоны федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов и подразделений), органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, уполномоченных осуществлять контроль за качеством коммунальных услуг,
* проверять по вашему требованию, правильно ли начислены пени за коммунальные услуги, и не позднее трёх рабочих дней прислать ответ.
Кроме того, обслуживающая организация на договоре, на досках объявления обязана предоставить потребителю следующую информацию о себе: полное наименование, адреса, телефоны, сведения о государственной регистрации, режим работы, ФИО руководителя. А если услуги предоставляет индивидуальный предприниматель, он дополнительно указывает сведения о государственной регистрации и наименование зарегистрировавшего его органа.
Что должны делать граждане...
* СВОЕВРЕМЕННО и в полном объёме вносить плату за коммунальные услуги. В случае задержки вам имеют право начислить пени, которые не освобождают от обычных платежей,
* при обнаружении неисправностей внутриквартирного оборудования, коллективных (общедомовых), общих квартирных или индивидуальных приборов учёта немедленно сообщать о них обслуживающей организации или в аварийно-спасательную службу, а если есть возможность - принять меры к устранению неполадок,
* при пожарах, авариях на внутридомовых инженерных системах, а также при иных нарушениях, возникающих при использовании коммунальных ресурсов, немедленно сообщать о них в обслуживающую организацию и в аварийно-спасательную службу,
* обеспечить сохранность пломб на коллективных (общедомовых), общих квартирных или индивидуальных приборах учёта, установленных в жилом помещении,
* допускать в квартиру в заранее согласованное время работников и представителей обслуживающей организации, в том числе работников аварийных служб, представителей органов государственного контроля и надзора для осмотра технического и санитарного состояния оборудования и выполнения необходимых ремонтных работ, а также представителей исполнителя. Для ликвидации ЧП работников аварийных служб вы обязаны впускать в любое время,
* в заранее согласованное время (но не чаще 1 раза в 6 месяцев) обеспечить допуск в квартиру работников обслуживающей организации для снятия показаний общих квартирных или индивидуальных приборов учёта.
...и что им запрещается
* ИСПОЛЬЗОВАТЬ бытовые приборы с паспортной мощностью, превышающей максимально допустимые нагрузки,
* производить слив теплоносителя из системы отопления без разрешения обслуживающей организации,
* самовольно присоединяться к внутридомовым инженерным системам или присоединяться к ним в обход коллективных (общедомовых), общих квартирных или индивидуальных приборов учёта,
* вносить изменения во внутридомовые инженерные системы без внесения в установленном порядке изменений в техническую документацию на многоквартирный или жилой дом либо в технический паспорт жилого помещения.
* самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в квартире, свыше параметров, указанных в техническом паспорте жилого помещения,
* самовольно нарушать пломбы на приборах учёта, демонтировать их, повреждать и искажать их показания.
Фото автора
Продолжение в следующем номере “АиФ-НН”