Без мата и пьянки
ВСЕГО их пятеро. У каждой своё хозяйство: дома крепкие и огороды ухоженные. Ни ругани в деревне не услышишь, ни пьяного не увидишь.
- Откуда у нас мату взяться, если мужиков в деревне не осталось, - удивляется Анна Ивановна Лесникова. - Это раньше, бывало, вечером ждёшь мужа с работы, он ещё только с горы спускается, а я уж настороже. Если идёт, ругается, значит, жди скандала...
Конечно, в отсутствие мужчин плаксинским женщинам волей-неволей приходится выполнять тяжёлую работу. Но для них это уже давно не проблема. С топором большинство справляются играючи, ручной пилой брёвна пилят. Гвоздь вгоняют если не с одного удара, то с двух точно. Впрочем, и бабьи дела не забывают - воду из колодца носят, хлеб пекут, прядут, вяжут, шьют, цветы на подоконниках выращивают, за курами ухаживают. Словом, мастерицы на все руки. Ну, да им не привыкать: каждая почитай всю жизнь в колхозе отработала.
- Нынче, правда, делать почти нечего, - говорит Екатерина Михайловна Голубева. - Это летом в деревне много работы, а зимой только что снег разгрести да дрова расколоть. А так основные занятия - печку топить да телевизор смотреть.
Женское «братство»
ЗА ГОДЫ “безмужичья” в деревне, где нет ни магазина, ни медпункта, между пятью жительницами сложилось что-то вроде женского братства. Они и лечат друг друга, и хлеб и прочие продукты на всю деревню из Красногора или Уреня везут. И, самое главное, уезжать из деревни никто не хочет. Даже самую пожилую из плаксинцев - 82-летнюю Екатерину Ивановну Цветкову - ни дочь-врач, ни сын-милиционер, живущие в Нижнем Новгороде, никак не могут уговорить на переезд.
- Но на Восьмое марта вас, наверное, мужчины навещают?
- А как же, - улыбается Екатерина Голубева. - Дети, внуки приезжают, подарки привозят. Помню, в 2003 году сын соседки Славик привёз нам живые цветы! Хоть и не молодые мы уже, но всё равно приятно!
- А местные власти никак не поздравляют?
- Ну, от них не больно-то дождёшься. Всё некогда им, в делах запутались...
Незнакомому мужчине дверь в Плаксове ни за что не откроют. К услугам сильного пола здесь прибегают в крайнем случае - разве что огород вспахать или дров привезти. Говорят, лучше самой сделать, чем чужого мужика о помощи просить. Он или выругает, или напьётся, или пообещает, но не сделает. О своих же мужьях говорят с болью: “Мужики - они слабые, их беречь надо. И не только для работы - для души. Не приведи Бог одной-то остаться”.
Кстати, на пять жилых домов в деревне нет ни одного кота, в то время как кошек держат все, и даже не по одной.
Фото Алексея МЕТЕЛЬКОВА