Примерное время чтения: 7 минут
155

Жизнь рядом с ядерными взрывами оценили в 387 рублей

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 14. Аргументы и факты - Нижний Новгород 07/04/2010

Нижегородка Маргарита Горбунова не раз наблюдала за ядерными «грибами» на расстоянии 60 км - её молодость прошла в закрытом военном городке вблизи семипалатинского полигона.

Сегодня больная пенсионерка получает от государства всего 387 рублей субсидии на лечение, такой оказалась цена утраченного здоровья.

Прощай, Москва…

Под Семипалатинск Маргарита Павловна попала в 1959 году. В 22 года она вышла замуж за офицера и переехала из Горького в небольшой городок с суровым названием Москва-400, сегодня известный как Курчатов. Работа для девушки, с детства занимавшейся фигурным катанием, нашлась сразу же - стала тренировать детей генералов и полковников.

- Я и сама была из генеральской семьи. Родилась-то в Москве, причём в Кремлёвской больнице, - с улыбкой рассказывает Маргарита Павловна. - У нас и дача была недалеко от сталинской, и родители были лично знакомы с вождём народов. Мама была подругой жены Тухачевского.

Во время войны её отец, Павел Чубаров, служил в генеральном штабе Московского военного округа. Начальник штаба оказался «врагом народа», а отца отправили на фронт, где он, не прослужив четырёх месяцев, получил пулю… Но его жена и маленькая дочь, к этому времени уже переехавшие в Горьковскую область, репрессиям не подвергались. Семья жила сначала у знакомых в селе Вад, а затем перебралась в Горький.

- Самое яркое воспоминание из детства - это Парад Победы 1945 года, - вспоминает Маргарита Павловна. - Как раз тогда я гостила в Москве у бабушки, и мы с ней пошли на Красную площадь. Не знаю почему, но в память мне запал момент, когда солдаты бросали в кучу фашистские знамёна. Это действие произвело на всех огромное впечатление, такое, что я и сейчас его отчётливо помню.

Несмотря на трудности послевоенного времени, жить было весело. В детстве Маргарита с подругами часто ходила на каток, а в 12 лет серьёзно увлеклась фигурным катанием. Думала, что вернется в столицу, поступит учиться на тренера. Но знакомство с молодым военным, будущим супругом, изменило планы. Учиться пришлось заочно, а вместо Москвы – уехать в Москву-400.

Москва-400 - город физиков и военных

Жизнь молодой четы Горбуновых в Москве-400, несмотря на особое положение городка, была полна обычных бытовых проблем. Маргарита Горбунова училась на тренера на заочном отделении московского вуза, нянчилась с новорождённым ребёнком, работала по дому, собирала «огроменные» подосиновики… В общем, просто жила, стараясь особо не вникать в то, что происходит вокруг. И только спустя годы она поняла, что вокруг творилась история.

- В городе в основном жили военные, поэтому каждый человек не в форме привлекал к себе внимание, - вспоминает женщина. - А однажды появился мужчина в гражданском, который каждый вечер гулял под окнами. Он был стройным, седоватым, руки всегда держал за спиной. А следом за ним всегда ходил офицер. Я спросила у одной генеральши, кто это такой. Она ответила, что это большой учёный по фамилии Садовский.

Так Маргарита Горбунова впервые увидела академика Андрея Сахарова. Спустя много лет она встретила его снова, уже в горьковской областной поликлинике. От былой подтянутости не осталось и следа, но глаза учёного женщине сразу показались знакомыми.

- Когда я его увидела, то на бессознательном уровне захотела поздороваться, но вспомнить, откуда его знаю, сразу я не смогла. Потом я спросила у врача, кто этот мужчина, и она ответила: «Так это же Сахаров!»

А однажды в закрытом городке ей встретился ещё один «странный» гражданский.

- Одет необычно, в какой-то балахон. Слово «бомж» тогда не употреблялось, но сейчас его бы так, наверное, и назвали, - вспоминает Маргарита Павловна. - Я спросила, а это что за мужик? Супруг ответил: «Ты что, это Сергей Королёв, он тут всеми работами заправляет!»

Отец отечественной космонавтики был одержим любимым делом и о внешнем виде совсем не заботился. Был очень требовательным к своим сотрудникам. Но при этом Королёв всегда оставался справедливым и доступным человеком, на равных разговаривал и с академиками, и с простыми рабочими.

Странные болезни и лучшие врачи

- Когда на полигоне проходили испытания, нам объявляли, что надо покинуть помещения, - говорит Маргарита Горбунова.

Никаких убежищ и в помине не было, во время испытаний люди просто выходили на улицу и смотрели на ядерные «грибы», которые появлялись в 60 км от них. В здании оставаться не разрешалось - во время взрывов постоянно разбивались стёкла и вылетали двери. У Маргариты Павловны до сих пор остался шрам на голове - оказалось, что и на улице укрыться от летящей двери не так-то просто.

Сегодня она вспоминает, что многие люди в Москве-400 болели странными болезнями и умирали «непонятно от чего». Так, один её ученик погиб от того, что ему не могли остановить носовое кровотечение. Некоторые дети носили протезы - свои зубы не вырастали, а новорождённые нередко появлялись на свет с жёлтой кожей.

При этом в закрытом городке работали высококлассные медики со всего Советского Союза. Уже в начале 60-х в Москве-400 делали пластические операции, про которые в то время мало кто слышал.

- Все врачи приезжали в одиночку. Жёны оставались дома, у кого в Москве, у кого в Ленинграде, - отмечает Маргарита Горбунова. - Тогда мы этому удивлялись. А сейчас я понимаю, что они знали, насколько опасно жить здесь и боялись за своих родных.

Кролик для Тарасовой

Брак Маргариты Павловны оказался недолгим. В 1966 году, после развода, она продолжила тренировать детей в Семипалатинске, затем в Первоуральске. Позднее, в 1973 году, вернулась в Горький. Тренерская, а впоследствии и судейская работа познакомила её со множеством выдающихся фигуристов и их наставниками. Сегодня она с улыбкой вспоминает о Станиславе Жуке, Ирине Родниной, Тамаре Москвиной…

Но больше всего воспоминаний связано с давней подругой, Татьяной Тарасовой, дружба с которой завязалась ещё в конце 60-х.

- Отношения были очень близкими. У меня день рождения 15 февраля, а у неё 13-го, и мы постоянно устраивали сабантуйчики, - улыбается Маргарита Павловна. - Я всегда к её приезду готовила кролика по-французски… Но мы уже давно не виделись, как-то всё не получается.

387 рублей - за весь букет

Сегодня Маргарита Павловна живёт на скромную пенсию и борется с серьёзными заболеваниями. Особенно беспокоят сердце и щитовидная железа. В месяц на лекарства в среднем приходится тратить около 1200 руб.

Из-за засекреченности объекта и безответственности чиновников она почти пять лет - с1992 по 1996 год - добивалась оформления льгот, установленных для граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний. Ей то отвечали, что архивы сгорели, то направляли за справкой в город, в котором она никогда не была, но где была прописана властями в силу секретности.

Долгожданными льготами пенсионерка пользовалась не так уж долго - в 2005 году в стране прошла монетизация.

- Раньше я могла получить необходимые мне лекарства, ездила в любое время в Зелёный Город, в санаторий, который врачи рекомендовали посещать не реже чем раз в год. Теперь вместо этого я получаю от государства 387 руб. А путёвки на лечение постоянно дорожают, за 21 день в санатории нужно заплатить 20 тыс. рублей, - рассказывает Маргарита Павловна. - Когда-то не по своей воле мы теряли здоровье, а теперь - никому не нужны.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно