Примерное время чтения: 6 минут
106

ОСАГО позволяет лишь ремонт у «дяди Васи»?

Любое ДТП - страховой случай


ДТП будут всегда, пока существуют автомобили. Во всем мире урегулированием проблем, связанных с ДТП, занимаются страховые компании, причем от участников ДТП требуется лишь обменяться данными о своих страховщиках и сообщить им о самом факте ДТП. 
Государственная дума РФ 3 апреля 2002 года приняла Федеральный закон № 40 “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств”, призванный отрегулировать взаимоотношения участников ДТП и их страховщиков. С сожалением должен заметить, что в силу абсолютного незнания этого закона автовладельцами наши страховые компании трактуют его исключительно в свою пользу, не выказывая особого желания производить страховые выплаты.

Элементарный пример. Произошло ДТП. Есть потерпевший, есть виновник. Оба участника заполняют бланки о ДТП, обмениваются данными о своих страховых компаниях, сообщают страховщикам о произошедшем ДТП. Именно здесь кроется один маленький, но весьма существенный нюанс. Внимательно прочтем п. 3 ст. 11 : “ потерпевший ... обязан уведомить страховщика о наступлении страхового случая”. И на основании п. 1 ст. 13 “вправе предъявить НЕПОСРЕДСТВЕННО СТРАХОВЩИКУ требование о возмещении вреда, причиненного его ... имуществу”.

Ст. 1 закона раскрывает основные понятия:
- потерпевший - лицо ... имуществу которого был причинен вред при использовании транспортного средства иным лицом;
- договор ОСАГО - договор страхования, по которому страховщик обязуется при наступлении ... страхового случая возместить потерпевшим причиненный вред их имуществу;
- страховщик - страховая организация, которая вправе осуществлять ОСАГО;
- страхователь - лицо, заключившее со страховщиком договор ОСАГО;
- страховой случай - наступление гражданской ответственности страхователя, ИНЫХ ЛИЦ, риск ответственности которых застрахован по договору обязательного страхования.
Таким образом, любое ДТП - страховой случай! Но такое прочтение закона абсолютно невыгодно страховым компаниям, поэтому они всеми силами борются с такой трактовкой, попросту замалчивая некоторые тонкости.

Насколько независимы эксперты? 

За этим кроется другая, я думаю, основная проблема: кому заниматься с потерпевшим и, собственно, оплачивать возмещение вреда. Ведь в соответствии с п. 3 ст. 12 страховая компания обязана “осмотреть поврежденное имущество и организовать его независимую экспертизу в срок не более чем ПЯТЬ рабочих дней со дня обращения потерпевшего”.

Таким образом, сам собой решился бы и вопрос стоимости ущерба. Когда страховая компания будет знать, что вернет выплаченную за ущерб сумму, ей, по большому счету, станет безразлично, во что выльется ремонт, потому что в соответ-ствии с п. 2 ст. 8 выплаты потерпевшим “не могут быть менее 80% (!) от собранных страховой компанией взносов”.

Что интересно, в соответствии с п. 2 ст. 22 страховой компании достается всего лишь ПЯТЬ (!) % от суммы продажи страховых полисов, все остальные невыплаченные деньги она обязана перечислять в страховой резерв. Так чего же экономить? Но это только в рекламе “деньги вам выплатят быстро и с улыбкой”. На практике же исполнение закона превращается в волокитную нервотрепку. И самый больной вопрос - сумма ущерба. Вот здесь появляется на сцене так называемый независимый эксперт, к которому страховая направляет потерпевшего. Но если у страховой компании с экспертом заключен договор, то какой же он независимый? Я считаю, что направление на экспертизу должно быть безадресным: к какому эксперту захотел, к тому и поехал. Тогда на плаву останутся только экспертные организации, реально подходящие к проблеме ремонта поврежденного авто.

Кстати, о компетентности эксперта. Обязательно поинтересуйтесь его образованием. Среди экспертов автомобильная специальность - большая редкость. У некоторых “специалистов” нет даже водительских прав. Имея самое общее представление об устройстве автомобиля, они работают по каким-то придуманным в фирме шаблонам, выдавая на-гора документы соответствующего качества!

Поэтому зачастую люди, получив долгожданные деньги от страховой, даже не догадываются, что этой суммы хватит на ремонт только в гараже у “дяди Васи”. А все из-за того, что эксперт где-то недосмотрел, что-то пропустил, не обратил внимания или просто забыл вписать в акт. И начинает водитель метаться в поисках места, где отремонтировать автомобиль. Заведомо предполагая, что подобное будет иметь место, законодатели в п. 2 ст. 13 записали, что “...страховщик вправе в счет страховой выплаты организовать и оплатить ремонт поврежденного имущества”. То есть потерпевший может получить у компании направление на ремонт в сервисе. Но не горят страховщики таким желанием, потому что знают, что в сервисе в обязательном порядке будут делать встречную экспертизу повреждений, и при этом всплывут “недосмотры” независимого эксперта, обнаружатся новые дефекты. В результате страховой компании придется делать другую смету на ремонт, которая будет гораздо больше предыдущей.
Для сведения, в нормальных сервисах стоимость мелкого ремонта одного элемента (дверь, крыло) отечественного автомобиля при условии соблюдения технологии ремонта обойдется приблизительно в 4-5 тысяч рублей, иномарки - от 200 долларов.

Автозаводы уходят в тину


 О гарантийных обязательствах завода-изготовителя. К сожалению, редкий владелец авто утруждает себя изучением “Руководства по эксплуатации” или “Сервисной книжки”. А уж отдельный листок под названием “Гарантийный талон” вообще остается без внимания. И совершенно напрасно! В пункте 2.5 черным по белому отпечатано : “Гарантийные обязательства утрачивают силу, если причиной недостатка явилось... повреждение автомобиля или его составных частей в результате механического воздействия”. Таким образом, даже при мало-мальском повреждении автозавод снимает автомобиль с гарантии полностью!

Дорогие читатели!
Наверняка у вас есть чем поделится с другими автомобилистами. Присылайте ваши советы в редакцию “АиФ-НН” по адресу: 603005, Нижний Новгород, ул. Нестерова, д. 5, офис 12. или по электронной почте gusev@aif.nnov.ru. Желательно не просто обрисовать проблему, но и показать способы ее решения. Самые активные читатели получат призы и подарки от еженедельника “Аргументы и факты - Нижний Новгород”. Вместе мы сможем решить не одну проблему и помочь многим водителям.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых