Любое ДТП - страховой случай
ДТП будут всегда, пока существуют автомобили. Во всем мире урегулированием
проблем, связанных с ДТП, занимаются страховые компании, причем от участников
ДТП требуется лишь обменяться данными о своих страховщиках и сообщить им о
самом факте ДТП.
Государственная дума РФ 3 апреля 2002 года приняла Федеральный закон № 40 “Об
обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных
средств”, призванный отрегулировать взаимоотношения участников ДТП и их
страховщиков. С сожалением должен заметить, что в силу абсолютного незнания
этого закона автовладельцами наши страховые компании
трактуют его исключительно в свою пользу, не выказывая особого желания
производить страховые выплаты.
Элементарный пример. Произошло ДТП. Есть потерпевший, есть виновник. Оба участника заполняют бланки о ДТП, обмениваются данными о своих страховых компаниях, сообщают страховщикам о произошедшем ДТП. Именно здесь кроется один маленький, но весьма существенный нюанс. Внимательно прочтем п. 3 ст. 11 : “ потерпевший ... обязан уведомить страховщика о наступлении страхового случая”. И на основании п. 1 ст. 13 “вправе предъявить НЕПОСРЕДСТВЕННО СТРАХОВЩИКУ требование о возмещении вреда, причиненного его ... имуществу”.
Ст. 1 закона раскрывает основные понятия:
- потерпевший - лицо ... имуществу которого был причинен вред при
использовании транспортного средства иным лицом;
- договор ОСАГО - договор страхования, по которому страховщик обязуется
при наступлении ... страхового случая возместить потерпевшим причиненный вред
их имуществу;
- страховщик - страховая организация, которая вправе осуществлять ОСАГО;
- страхователь - лицо, заключившее со страховщиком договор ОСАГО;
- страховой случай - наступление гражданской ответственности
страхователя, ИНЫХ ЛИЦ, риск ответственности которых застрахован по договору
обязательного страхования.
Таким образом, любое ДТП - страховой случай! Но такое прочтение закона
абсолютно невыгодно страховым компаниям, поэтому они всеми силами борются с
такой трактовкой, попросту замалчивая некоторые тонкости.
Насколько независимы эксперты?
За этим кроется другая, я думаю, основная проблема: кому заниматься с потерпевшим и, собственно, оплачивать возмещение вреда. Ведь в соответствии с п. 3 ст. 12 страховая компания обязана “осмотреть поврежденное имущество и организовать его независимую экспертизу в срок не более чем ПЯТЬ рабочих дней со дня обращения потерпевшего”.
Таким образом, сам собой решился бы и вопрос стоимости ущерба. Когда страховая компания будет знать, что вернет выплаченную за ущерб сумму, ей, по большому счету, станет безразлично, во что выльется ремонт, потому что в соответ-ствии с п. 2 ст. 8 выплаты потерпевшим “не могут быть менее 80% (!) от собранных страховой компанией взносов”.
Что интересно, в соответствии с п. 2 ст. 22 страховой компании достается всего лишь ПЯТЬ (!) % от суммы продажи страховых полисов, все остальные невыплаченные деньги она обязана перечислять в страховой резерв. Так чего же экономить? Но это только в рекламе “деньги вам выплатят быстро и с улыбкой”. На практике же исполнение закона превращается в волокитную нервотрепку. И самый больной вопрос - сумма ущерба. Вот здесь появляется на сцене так называемый независимый эксперт, к которому страховая направляет потерпевшего. Но если у страховой компании с экспертом заключен договор, то какой же он независимый? Я считаю, что направление на экспертизу должно быть безадресным: к какому эксперту захотел, к тому и поехал. Тогда на плаву останутся только экспертные организации, реально подходящие к проблеме ремонта поврежденного авто.
Кстати, о компетентности эксперта. Обязательно поинтересуйтесь его образованием. Среди экспертов автомобильная специальность - большая редкость. У некоторых “специалистов” нет даже водительских прав. Имея самое общее представление об устройстве автомобиля, они работают по каким-то придуманным в фирме шаблонам, выдавая на-гора документы соответствующего качества!
Поэтому зачастую люди, получив долгожданные деньги от страховой,
даже не догадываются, что этой суммы хватит на ремонт только в гараже у “дяди
Васи”. А все из-за того, что эксперт где-то недосмотрел, что-то пропустил, не
обратил внимания или просто забыл вписать в акт. И начинает водитель метаться в
поисках места, где отремонтировать автомобиль. Заведомо предполагая, что
подобное будет иметь место, законодатели в п. 2 ст. 13 записали, что “...страховщик
вправе в счет страховой выплаты организовать и оплатить ремонт поврежденного
имущества”. То есть потерпевший может получить у компании направление на
ремонт в сервисе. Но не горят страховщики таким желанием, потому что знают, что
в сервисе в обязательном порядке будут делать встречную экспертизу повреждений,
и при этом всплывут “недосмотры” независимого эксперта, обнаружатся новые
дефекты. В результате страховой компании придется делать другую смету на
ремонт, которая будет гораздо больше предыдущей.
Для сведения, в нормальных сервисах стоимость мелкого ремонта одного элемента
(дверь, крыло) отечественного автомобиля при условии соблюдения технологии
ремонта обойдется приблизительно в 4-5 тысяч рублей, иномарки - от 200
долларов.
Автозаводы уходят в тину
О гарантийных обязательствах завода-изготовителя. К сожалению, редкий
владелец авто утруждает себя изучением “Руководства по эксплуатации” или
“Сервисной книжки”. А уж отдельный листок под названием “Гарантийный талон”
вообще остается без внимания. И совершенно напрасно! В пункте 2.5 черным по
белому отпечатано : “Гарантийные обязательства утрачивают силу, если
причиной недостатка явилось... повреждение автомобиля или его составных частей
в результате механического воздействия”. Таким образом, даже при мало-мальском повреждении автозавод снимает автомобиль с
гарантии полностью!
Дорогие читатели!
Наверняка у вас есть чем поделится с другими автомобилистами. Присылайте
ваши советы в редакцию “АиФ-НН” по адресу: 603005,
Нижний Новгород, ул. Нестерова, д. 5, офис 12. или по электронной почте gusev@aif.nnov.ru. Желательно не просто обрисовать проблему,
но и показать способы ее решения. Самые активные читатели получат призы и
подарки от еженедельника “Аргументы и факты - Нижний Новгород”. Вместе мы
сможем решить не одну проблему и помочь многим водителям.