Пока в России онлайн-образование только начинает развиваться, за рубежом электронные технологии давно стали частью учебного процесса.
Лавина новаций
«Это модный тренд, ведущие университеты мира ведут серьёзные разработки. Сегодня на Западе обсуждается формат вуза миллиарда студентов, которые будут проходить обучение онлайн из разных точек земного шара», - рассказал Алексей Мартынов, проректор ННГУ по открытому образованию.
Для онлайн-образования разработали разные международные электронные платформы - сайты, где университеты публикуют и ведут в системе курсы по различным отраслям знаний. Слушатели из любой точки мира могут бесплатно учиться, общаться с сокурсниками, сдавать тесты и экзамены прямо на сайте. Нижегородские вузы имеют возможность участвовать в этих проектах. Но результаты обучения на таких открытых платформах пока в России не засчитывают.
«Система высшего образования в мире переживает серьёзную реконструкцию. И тенденция развивать онлайн-образования, как лавина, захватила весь мир, в России нет ни одного вуза, кто бы ни работал в этом направлении, - рассуждает Александр Фёдоров, ректор Нижегородского педагогического университета им. К. Минина. - При использовании онлайн-технологий в образовании главное - самостоятельность студента, его способность к самообучению. Я сам прошёл курс на открытой международной платформе, когда мне нужно было разобраться с конкретной задачей. Электронное образование учит прежде всего навигации в мире информации».
Отстаём!
Дистанционные технологии, обучение через Интернет, электронные учебники, общение с преподавателем по видеосвязи нижегородские вузы уже несколько лет используют в учебном процессе. Но только вступившая в силу 1 сентября 2013 года новая редакция федерального закона «Об образовании» регламентировала онлайн-обучение.
«Это очень перспективное направление, особенно в нашей большой области. Нам нужно обеспечить качественное образование не только в областном центре, но и в отдалённых сельских районах, куда сложно привезти оборудование. Туда и преподаватели не могут регулярно выезжать. На помощь приходят онлайн-технологии, сетевое взаимодействие учебных заведений, - говорит Игорь Захаров, начальник сектора министерства образования Нижегородской области. - Но есть масса правовых и финансовых вопросов, которые пока не решены. Поэтому пока в нашей стране сфера онлайн-образования в зачаточном состоянии. Но, думаю, в ближайшие годы недоработки устранят».
«Разумеется, для развития онлайн-технологий в системе высшего образования нужна законодательная база. Сегодня налицо юридические прорехи, и вузы должны жить в сложном океане стремительно меняющихся законов, - говорит Евгений Чупрунов, ректор Нижегородского госуниверситета им. Лобачевского. - С другой стороны, нужно понимать, что онлайн-образование для вуза затратно: чтобы сделать программу с применением электронных технологий, в них надо вложиться. Но в это нужно инвестировать средства - мы очень отстали!»
Конкретные цифры представители вузов не называют, но понятно, что речь о десятках миллионов рублей на одну учебную программу.
Хорошая лекция - всегда диалог
Конечно, пока полностью перейти на онлайн-технологии и давать студентам качественное высшее образование нельзя - не позволяют российские законодательные нормы. Да этого и не нужно, считают представители вузов. Классическое университетское образование можно совмещать с онлайн-технологиями, но личный контакт профессора и студента просто необходим.
«Очевидно, что в рамках обучения любой профессии - будь то педагог или физик-теоретик - необходим контакт с преподавателем. Мастер-классы, семинары нужно проводить очно. Общение позволяет закрепить материал, показать лучшие практики на собственном опыте профессора, - рассуждает Александр Фёдоров. - А вот транслировать учебный материал можно и через электронные сервисы. Очень важно, чтобы был грамотный преподаватель - логист, направляющий студента, помогающий ему развиваться».
«Невозможно получить хорошее, высокопрофессиональное образование только онлайн. И не на всех направлениях подготовки можно полностью использовать дистанционные технологии, - уверен Евгений Чупрунов. - Можно изучать литературу или информационные технологии онлайн, но как через Интернет проводить химические опыты? Необходимы личные контакты - хотя бы на экзаменах и зачётах. Для студентов важно общение с преподавателем, ведь хорошая лекция - всегда диалог. При бурном развитии онлайн-технологий останутся выдающиеся профессоры, яркие ораторы, которые не пересказывают учебник, а делятся своим опытом. Это будет элита высшего образования».
В тему
На дистанционные технологии переходят не только вузы, но и средние школы. Уже не первый год нижегородские школьники живут с «электронными дневниками», узнают домашнее задание, расписание уроков, свои оценки через общую школьную образовательную сеть. Родителям больше не нужно расписываться в дневниках - теперь вся информация о жизни ребёнка в школе есть на сайте. Через федеральный портал «Интернет-урок» ребята получают среднее образование, сдают государственные экзамены. Эта система доступна детям, находящимся на домашнем обучении по состоянию здоровья, или тем, кто занимается профессионально спортом, искусством.
Новые федеральные стандарты требуют от педагогов новых компетенций - учитель должен разбираться в электронных ресурсах, работать на передовом оборудовании, решать технические задачи, считает Елена Калинкина, проректор Нижегородского института развития образования.