Какие ещё новшества ждут абитуриентов в 2015 году? Как будем сдавать ЕГЭ и поступать в вузы? Какие профессии сегодня выбирают современные старшеклассники?
От сочинения до говорения
- Этот учебный год для абитуриентов богат на различные новшества. Сочинение (изложение) для выпускников 2014/2015 года станет допуском к сдаче итоговой госаттестации. Ребята будут сдавать его в родной школе, как таковой оценки не получат - только зачёт/незачёт. Как и ЕГЭ, это испытание можно пересдать, - рассказывает Сергей Наумов, министр образования Нижегородской области. - Шкала вузовской оценки сочинения при поступлении - от одного до десяти баллов. Если вы выбрали гуманитарные направления с профильным предметом «литература», вуз может поставить повышенный балл.
Дополнительные сроки для пересдающих сочинение или для тех, кто не смог прийти на экзамен по уважительной причине, - 4 февраля и 6 мая.
Теперь старшеклассники будут сдавать ЕГЭ по географии после 10-го класса, когда закончат изучать этот предмет. В 2015 году первый экзамен пройдёт в феврале - для нынешних 11-классников. Также имеют право сдавать ЕГЭ по географии выпускники прошлых лет.
Значительные изменения в этом году произойдут с экзаменом по математике. Его разделят на базовый и профильный уровень - для гуманитариев и для тех, кому в вузе предстоит изучать этот предмет углублённо. Сам выпускник решит, математику какого уровня ему сдавать. Кстати, это будет отмечено и в аттестате.
- Но учебная программа по предмету не меняется. Математику будут всем преподавать одинаково. Просто у абитуриентов, планирующих заниматься литературой, искусством, есть преференции - выбрать базовый уровень экзамена, - объясняет Сергей Наумов.
С 2015 года на экзамене по иностранному языку вводят режим «Говорение» - устную часть. В этом случае тоже выпускник решает, поговорить ему на экзамене или нет. Но нужно помнить, что максимальный балл - 100 - можно получить, сдав и письменную (80 баллов), и устную часть (20).
ЕГЭ или образованность?
За сочинение выступают все без исключения вузы, даже технические. По мнению представителей высшей школы, ЕГЭ нужно совершенствовать и расширять.
- Очень важно, чтобы школьники не к тестам готовились, а знания получали. Дети должны чётко излагать мысли, уметь аргументировать их, приводить примеры и цитаты из литературных произведений, - подчеркнула Галина Папуткова, проректор по учебно-методической деятельности Нижегородского государственного педуниверситета (НГПУ) им. Козьмы Минина.
- Сегодня выбрана мягкая форма: ребята пишут сочинение в своей школе, где, как говорится, и стены помогают. Уверен, большинство школьников преодолеет этот барьер, тем более что в итоге они получат не оценку, а «зачёт/незачёт». На данном этапе это психологически проще, - говорит Никита Авралёв, проректор по связям с общественностью Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского - Национального исследовательского университета. - Знание иностранного языка нельзя оценить в полной мере без устной части экзамена - объективно это нововведение очень важное.
Как надо готовиться к ЕГЭ? Порой учёба в школе сходится к натаскиванию на сдачу тестов.
- Надо ответить на вопрос, чего мы хотим от средней школы, - чтобы школьники получали высокие баллы по ЕГЭ или чтобы вырастали образованными, воспитанными, серьёзными людьми? Сегодня в 7-8 классе ребёнок выбирает будущую траекторию - три предмета, сдать ЕГЭ по которым необходимо для поступления в вуз. Остальные дисциплины он часто забрасывает, и мы получаем гуманитария, не знающего физики, химии, математики, или инженера, не знающего истории, литературы, не умеющего излагать свои мысли, - констатирует Евгений Ивашкин, проректор по учебной работе Нижегородского государственного технического университета им. Р. Е. Алексеева. - И мне кажется, что снижение в 2014 году общего балла по русскому языку и математике, - это отголоски ЕГЭ. Знания у ребят стали однобокими. Поэтому я считаю, что нужно вводить больше обязательных экзаменов. В этом плане оптимально организовывали выпускные экзамены в советской школе, которая давала многогранное среднее образование.
Я б в аграрии пошёл
У абитуриентов стали популярными педагогические специальности. По данным министерства образования региона, в районах Нижегородской области осталось всего 35 вакансий. Теперь кадрового дефицита нет. Молодое поколение понимает, что, работая учителем на селе или в маленьком городке, можно и жильё получить, и семью обеспечить.
По словам Галины Папутковой, проректора НГПУ, интересу абитуриентов к педагогическим специальностям в последние годы способствовала программа поддержки молодых специалистов на селе. По этой программе молодые учителя, врачи, работники культуры и спорта получали автомобиль и дом. С каждым годом в регионе всё больше выпускников-педагогов работают потом по специальности.
Растёт интерес подрастающего поколения и к фермерству, к аграрным специальностям, особенно в условиях импортозамещения. По словам Георгия Жданкина, проректора по учебно-методической работе Нижегородской государственной сельхозакадемии, прекрасная мотивация для школьников - побывать на успешном аграрном предприятии, посидеть за штурвалом современной техники, увидеть, как сейчас работают аграрии, какую достойную зарплату получают.
- За последние пять лет сельское хозяйство нашей области сделало стремительный скачок в развитии. Применяются современные технологии, техника. Молодому поколению нужно об этом рассказывать, показывать. Честно говоря, профориентацией нужно заниматься с детского сада - рассказывать там о будущей профессии в игровой форме.
Серьёзный шаг
Главное для всех 11-классников сейчас - выбрать свой путь.
- К сожалению, сегодня сериалы и фильмы не показывают нам героев, которые трудятся, созидают. По телевизору нам представляют лёгкую беззаботную жизнь, и у школьников возникает ощущение, что можно, не прикладывая серьёзных усилий, добиться в жизни всего. Это подтверждают и результаты ЕГЭ: в этом году из 15 тыс. выпускников в Нижегородской области 11 тыс. выбрали обществознание и лишь 4 тыс. - физику. И ученики, и часть школ идут по пути меньшего сопротивления, - констатирует Евгений Ивашкин. - И мы, и СМИ должны объяснить родителям и детям: чтобы добиться в жизни успеха, нужно много и упорно трудиться.
По данным министерства образования региона, в районах Нижегородской области осталось всего 35 свободных вакансий педагогов. Теперь кадрового дефицита нет.
По словам проректора по учебно-методической деятельности Нижегородского государственного педагогического университета им. Козьмы Минина Галины Папутковой, интерес абитуриентов к педагогическим специальностям за последние годы значительно возрос. И ситуацию изменила кардинально программа поддержки молодых специалистов на селе, в рамках которой молодые учителя, врачи, работники культуры и спорта получали автомобиль и дом.
- Вырос и средний балл по ЕГЭ – до 70. Это очень хороший показатель! И важно, что с каждым годом растёт процент выпускников, которые трудоустраиваться по специальности. Сейчас большинство наших студентов успешно работают педагогами, - говорит представитель НГПУ.
3 декабря стартует кампания по проведению ЕГЭ – одиннадцатиклассники будут писать сочинение, которое станет пропуском к Единому госэкзамену.
- Мы поддерживаем введение сочинения, ведь школьник должен чётко излагать мысли, уметь аргументировать их, приводить примеры и цитаты из литературных произведений. Мы обсуждали с коллегами и пришли к выводу, что пока наши школьники не готовы писать сочинение, так как такого формата экзаменов ещё не было. Но я хочу выразить уверенность, что они справятся, - подчеркнула Галина Папуткова.
Выбор вуза – очень серьёзный шаг. Решать этот вопрос нужно комплексно, считает Галина Александровна. И не нужно руководствоваться только выбором родителей. Возможно, и ребёнок ещё недостаточно зрелый, чтобы самостоятельно сделать выбор. Ему должны помочь и семья, и специалисты. Большую роль в профориентации играет вуз. В педагогическом университете реализуется одна из стратегических инициатив – «Вход в профессию». Это комплексная программа, благодаря которой мы информируем наших абитуриентов о направлениях подготовки, формах обучения.
- С этого учебного года мы предоставляем «навигатор по профессии», чтобы абитуриент понимал, кем он станет по окончании вуза, выбрав ту или иную профессию, - говорит эксперт.