Веда Ливадонова - молодая современная мама девятерых детей. Четверых родила сама, а пятеро стали членами её семьи по воле судьбы.
Разницы между родными и приёмными Веда не видит. Говорит: главное - что у всех детей есть настоящая семья.
Узнали, увидели, забрали
Веда должна была стать актрисой, а стала мамой. Впервые - в 19 лет, почти окончив театральное училище. Вспоминает, что тогда появление ребёнка было большим сюрпризом. Но приятным. Настолько, что трудностей, связанных с воспитанием сына Артура молодая мама не замечала.
«Это в 30 лет рождение первого ребёнка. При помощи собственных страхов и страхов окружающих людей женщина может обставить его как серьёзную проблему. В 19 лет в силу возраста всё воспринимается легче», - говорит Веда.
Ещё через два года появилась дочка Алиса, а затем - сыновья Тимофей и Даниэль. Эти дети уже были запланированными.
А вот Олег большую семью пополнил почти случайно. Подруга Веды работала в доме малютки и как-то рассказала о непростой судьбе годовалого воспитанника. Мальчик был серьёзно болен, шансов выжить в приюте без специального ухода и лечения было мало. Веда решила рассказать о ребёнке друзьям и знакомым, у которых не было детей или был пока один малыш: у самой-то уже четверо.
Женщина искренне надеялась, что люди, проникнувшись историей Олега, возьмут его в семью. Время шло, а желающих изменить судьбу малыша не находилось. Тогда Веда и её муж посоветовались и решили забрать Олега домой: где четверо - там и пятый. У родных детей спросили, готовы ли те стать маленькому Олегу братьями и сестрой. Все были согласны.
В первое время опытную маму Веду смущало немного заторможенное поведение приёмного ребёнка, желание малыша будто про запас есть много хлеба и пить воду. Потом Олег начал кусаться… Ещё он был очень упрямым - мог посреди улицы упасть на землю и начать биться в истерике, пока не сделают так, как хочет он.
«90% детей из детдомов имеют проблемы со стороны центральной нервной системы. К этому надо быть готовыми. Но эти сложности в процессе семейной жизни у ребёнка постепенно нивелируются и порой совсем сходят на нет. Сегодня Олег - очень серьёзный, ответственный ребёнок. Про истерики давно забыли», - продолжает Веда.
Минуя детдом
О Марте Ливадоновым рассказал знакомый священник. Девочка жила с пожилой и очень больной прабабушкой - старой женщине и физически, и финансово было тяжело воспитывать правнучку. Веда с мужем не прошли мимо - забрали и Марту к себе. А вот история появления в семье двухгодовалых Изабеллы и Юноны для России нетипична - больше распространена на Западе. Ливадоновы давно помогали выпускницам детдома. Те, не устроившись особо в жизни, рожали детей и серьёзно нуждались. Через какое-то время забеременели вновь, а ещё нерождённых малышей решили отдать Веде и её мужу. Оказывается, российское законодательство позволяет биологической матери отказаться от родительских прав не в пользу государства, а в пользу конкретной семьи.
«Я понимаю, что у большинства такая история вызовет оторопь. Мол, плохая мать, ещё не родив, бросила ребёнка! Но разве лучше, чтобы малютка начинал свою жизнь в детском доме? Вот и возникает такая договорённость взрослых людей: один понимает, что неспособен поднять ребёнка, а вторые готовы это сделать. Так честнее», - рассуждает Веда.
Оберегая приёмного сына Олега от людских пересудов, не так давно Ливадоновы рассказали мальчику о том, как он попал в семью. Его новость не шокировала: приёмных детей в доме даже больше, чем родных.
Тем более что приблизительно в это же время в семье появилась и 11-летняя Виктория. Вика была соседкой Ливадоновых по подъезду, росла на глазах у семьи. Воспитывала девочку прабабушка, которая прошлой весной умерла. Двор долго обсуждал трагедию девочки, а Ливадоновы, оформив гостевой режим, вновь забрали ребёнка в семью. Вика быстро адаптировалась.
Кстати, Веда уверена: все дети должны знать своих биологических родителей. Тайны, которые так любят создавать приёмные родители в нашей стране вокруг усыновления, однажды могут навредить ребёнку и навсегда разрушить отношения в семье.
«Если ребёнок, узнав, что он приёмный, в дальнейшем не интересуется, кто его биологические родители, - значит, ты упустила что-то в воспитании», - убеждена многодетная мать.
В новых стенах
Сегодня у Ливадоновых большая радость: местные власти взамен панельной «двушки» наконец выделили многодетной семье новую просторную квартиру! Вот только ремонт пришлось полностью взять на себя. Но Веда и её супруг давно привыкли рассчитывать только на свои силы: оба успешно работают в области дизайна.
«Мне смешно, когда люди начинают рассуждать о том, как берущие детей семьи материально наживаются, - негодует Веда. - Практически все наши дети профессионально занимаются танцами, и тот же костюм для выступления стоит очень дорого. А ещё они ходят в языковую школу, все хорошо одеты и вкусно накормлены. Та сумма, которую выделяет на детей государство, минимальна! Но мы с мужем искренне хотим быть многодетными родителями, и нам есть ради чего много работать».
В отличие от многих семей, устающих от проверок опеки, Ливадоновы считают: такая практика нужна обязательно. Сегодня ответственным чиновникам показалось, что человек хороший, а завтра у него могут измениться обстоятельства или не наладится контакт с приёмным ребёнком. Главное - чтобы социальные работники действительно интересовались жизнью маленького человека, а не проверяли наличие пыли за шкафом в детской.
Конечно, проблемы в непростом процессе воспитания есть - и с родными детьми, и с приёмными. Но Веда говорит, что её задача - просто быть мамой. Любящей, искренней, понимающей. Тогда всё решаемо, и радость материнства неиссякаема!