Примерное время чтения: 8 минут
7815

Сердце мегаполиса. Как изменится облик Нижнего Новгорода?

Фрагмент благоустройства улицы Черниговской
Фрагмент благоустройства улицы Черниговской Администрация Нижнего Новгорода

Исторический центр города – сердце Нижнего Новгорода. Сколько копий было сломано в спорах о перспективах его развития! Как соединить старинные дома и современную инфраструктуру?

Город «заиграет»

- Мы получили в наследие такой прекрасный город, поэтому просто обязаны его сохранить. И в то же время создать комфортную среду для горожан, - уверен Виктор Быков, главный архитектор Нижнего Новгорода. – Развитие исторической части города связано с целым комплексом мероприятий, предусматривающих и реконструкцию зданий, и благоустройство, и «зелёную» политику.

В последние годы власти взялись за Нижневолжскую набережную: она станет единой прогулочной зоной от Подновья до Александровского сада, Ромодановского вокзала и дальше - к обновлённому променаду от катера «Герой». Подземные стоянки появятся в районе площади Маркина. Новую набережную организуют на ул. Черниговской, здесь вырастет дом-«корабль».

Благоустройство набережной улицы Черниговской Фото: Администрация Нижнего Новгорода

Ильинка должна стать исторической улицей в полном смысле этого слова – её ждёт реконструкция по примеру Рождественской. Единственная сложность, которая несколько останавливает преобразование, – требуется масштабная реконструкция коммуникаций. Будет воссоздан исторический каркас центра города, так что обновление коснётся не только центральных улиц, но и прилегающих территорий, двориков.

Площадь Лядова, кардинально изменившись при новой дорожной схеме, окончательно оформится благодаря зданию гостиницы и облсуда. По-новому «заиграет» и площадь Свободы.

Изменит облик города и грядущий чемпионат мира по футболу-2018. Особенно это относится к дорожной инфраструктуре. А современный стадион преобразит район Стрелки.

Благоустройство у Чкаловской лестницы Фото: Администрация Нижнего Новгорода

Деловая площадь

Головная боль и исторического центра, и мегаполиса в целом – это пробки. Поэтому, по мнению Александра Бодриевского, директора департамента градостроительного развития территории региона, в таком крупном городе, как Нижний, нужно развивать общественный транспорт.

- Генплан предполагает строительство линий скоростного трамвая, фуникулёров, канатных дорог. Дорожную схему организуют в виде полуколец, позволяющих быстро добраться, например, из Сормова в Нижегородский район. Схема предусматривает строительство дорог-дублёров, - рассказывает чиновник.

Прежде всего нужно рассредоточить места притяжения транспорта, считает Александр Бодриевский. В городе исследовали транспортные потоки. Оказалось, 70% нижегородцев утром едут в нагорную часть, вечером - возвращаются обратно. Но не все офисные здания должны строиться в историческом ядре! Таким деловым центром может стать площадь Комсомольская с её хорошей транспортной развязкой. Сейчас эта территория активно развивается, а строительство ледового дворца подстегнёт интенсивную застройку. Также в планах у региональных властей – постараться очистить берега рек в Нижнем от промышленных предприятий. Но это перспективы далёкого будущего. В данном случае решение - за бизнесом.

Ледовый стадион планируется построить на Комсомольской площади Фото: Администрация Нижнего Новгорода

Каждому по квадрату

Жилищное строительство – одно из ключевых направлений развития мегаполиса. Объёмы его с каждым годом растут: в 2014 году в областном центре планируют ввести в эксплуатацию 800 тыс. кв. м жилья.

- Приоритет жилищного строительства – за комплексным развитием территорий. Крупные проекты – жилые комплексы на бульваре Южном (Автозавод), на Мещерском озере, на улице Цветочной в Приокском районе. Масштабный проект для региона – застройка посёлка Новинки в Богородском районе, – высказался Евгений Морозов, консультант управления развития жилищного строительства минстроя региона. Городу не хватает квадратных метров, нужно выходить на объёмы строительства в год – 1 кв.м на каждого жителя, но до таких показателей ещё далеко. В чём причина?

- Строительная отрасль – локомотив развития экономики региона. Но бюджетные средства на её поддержку выделяются по остаточному принципу. Государство может помочь строительной отрасли, прежде всего - выделяя средства на расселение ветхого фонда. А ведь именно этот вопрос и становится препятствием к развитию территорий под застройку, - считает Сергей Зуденков, член комитета регионального парламента по вопросам градостроительной деятельности и ЖКХ. - Сейчас работает городская программа расселения аварийного и ветхого фонда, но в недостаточных объёмах. Застройщики готовы строить жильё, инвесторы готовы вкладываться в нижегородский регион, нужна политическая воля для выделения и расчистки участков под строительства.

Благоустройство площади Маркина Фото: Администрация Нижнего Новгорода

В кратчайшие сроки должна быть решена проблема административных барьеров, с которой сталкиваются все застройщики. Около трех лет уходит на то, что пройти все разрешительные процедуры на строительство. Ни одна компания не может позволить себе таких сроков, согласование строительных проектов должно вестись в режиме онлайн.

Прирастаем пригородом

Аналитики видят дальнейшие перспективы развития Нижнего Новгорода в развитии периферийных территорий.

- Как во всём мире, несколько лет назад у нас начался процесс переселения нижегородцев из центра в пригородную 30-километровую зону вокруг мегаполиса. Поэтому развитие городской агломерации я вижу в сохранении центра и развитии пригородов. Для этого есть и рыночные предпосылки – ежегодный прирост загородного жилья составляет около 15%. Пока спрос превышает предложение, - подчеркнул Михаил Исаков, директор по маркетингу ООО «Волжская усадьба» (жилой комплекс «Каменки»). – Для развития периферийных территорий нужна комплексная программа. Так Нижний Новгород приобретёт новые функции, новые очертания.

Одна из перспективных территорий в данном направлении – Новинки. Здесь сразу 5 компаний застраивают огромный участок земли, возводя малоэтажное жильё, индивидуальные дома, высотки.

Интерьеры будущих станций метро «Волга» (слева) и «Стрелка» (справа) Фото: Администрация Нижнего Новгорода

- Масштабы жилья заявлены огромные, но есть проблема, которая мешает этому, – отсутствие коммуникаций. Мы получали землю под строительство в чистом поле, не было ни канализации, ни водопровода, ни газа. Сейчас застройщики объединились в энергетический «колхоз» и совместными усилиями получили техусловия, проводят коммуникации, чтобы к 2016 году обеспечить необходимую инженерную инфраструктуру. Иначе все обещания построить сотни тысяч квадратных метров жилья так и останутся обещаниями, - уверен Валерий Кузнецов, первый зам. генерального директора ООО «ЭкоГрад» (жилой комплекс «Окский берег»). – Нам очень важна помощь областных властей, которые оказали нам содействие в получении техусловий.

Сейчас решается вопрос с проведением городского водоснабжения, канализации. А вот по организации теплоснабжения большие вопросы – многое зависит от того, придёт ли газ на площадку.

Ночьное освещение набережной Фото: Администрация Нижнего Новгорода

- Дело застройщиков - дома строить, а не решать вопросы с коммуникациями. Хотелось бы привлечь на нашу площадку ресурсоснабжающие организации. Почему бы самим энергетическим компаниям не инвестировать в прокладку сетей? Ведь в микрорайоне они в итоге получат стабильный спрос и большое количество потребителей, - говорит Андрей Нечаев, директор филиала ООО «ОКС СУ №155» в Нижнем Новгороде.

По мнению Сергея Зуденкова, ситуацию с коммуникациями могут сломать только политическим решением - стимулировать поставщиков энергии. Возможно, без помощи федеральных властей не обойтись.

В тему
По словам Андрея Нечаева, у нижегородцев более всего востребованы однушки, двушки и квартиры-студии как стартовое жильё. Горожане при покупке квартир обращают внимание на удобную планировку, на расположение (прежде всего - с точки зрения транспортной доступности), на развитость социальной инфраструктуры и цену.

Оцените материал
Оставить комментарий (2)

Также вам может быть интересно