Примерное время чтения: 7 минут
332

Энергия в крови: рабочая династия - звучит гордо!

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 13. Аргументы и Факты - Нижний Новгород 26/03/2014
Орловы, отец и сыновья, называют свою станцию не иначе как родной.
Орловы, отец и сыновья, называют свою станцию не иначе как родной. АиФ

Семья ОРЛОВЫХ уже без малого 90 лет работает на благо Нижнего Новгорода на Автозаводской теплоэлектроцентрали. Её Орловы называют не иначе как родной.

В поте и крови

- Мы потомственные энергетики из потомственных крестьян, - смеётся Алексей ОРЛОВ, старший мастер турбинного цеха. История его семьи тесно переплелась с историей Автозавода.

В 1922 году Совет народных комиссаров провозгласил план ГОЭЛРО. Страна взяла курс на индустриализацию. В Нижнем наметили строительство автогиганта, сердцем которого должна стать Автозаводская теплоэлектроцентраль.

По всему Поволжью тогда кинули клич: кто готов поработать на благо Родины - принимайте участие в стройке ТЭЦ. На него откликнулся 18-летний Александр Орлов, выходец из Большеболдинского района, из большой крестьянской семьи. Приехал на стройку работать землекопом. Руки у парня были умелые, голова - светлая, образование - четыре класса школы, что по тем временам было совсем неплохо. Уже через год Александра Петровича назначили сотником, по нашим дням это что-то между мастером и бригадиром. В подчинении у молодого сотника были 30-40 крепких мужиков.

- Я помню рассказы отца о тех временах. Работать было не просто тяжело - это была каторга, - говорит Алексей Александрович. - Со стройки люди не уходили: ели там же, спали в теплушках. Работа шла круглосуточно - объект нужно было сдавать в жёстко назначенные сроки. При этом из техники - лошади, кирка, лопата да ручные помпы, с помощью которых откачивали грунтовую воду. Левая сторона Оки - низкое и заболоченное место. Знаменитый поэт Демьян Бедный, посетив стройку в 1931 году, поразился масштабу и мощи работ: «Не строительство. А творческий шквал. Сказка из железа и бетона».

Рабочие руки сделали невозможное: уже в 1932 году станция дала первый электрический ток. Вслед за первой очередью выросла и вторая - с турбинами и оборудованием уже отечественного производства.

С историей станции связаны многие судьбы. Фото: АиФ

С Балтики - в турбинный цех

С конца 1920-х годов стройка на станции не останавливалась до самых 1990-х - даже во время Великой Отечественной. Автозавод набирал обороты, ему требовалась энергия.

Большой рывок в развитии сделали в 1960 - 1970-х годах, когда вводили третью и четвёртую очереди станции. Как раз тогда на ТЭЦ пришёл молодой смышлёный работник - Алексей Орлов.

- Я окончил профучилище, успел поработать в Сарове, отслужил на Балтике. Пришёл устраиваться на автозавод, а мне и говорят: ты ж моряк, тебе путь на электростанцию! Флот всегда был кузницей кадров для энергетики, - рассказывает Алексей Александрович. - Я был не против. Ещё во время службы в морпехе как-то попал в машинное отделение среднего десантного корабля, где стояли дизель-генераторы. Тогда я впервые увидел энергетические установки, ощутил их мощь. Это было очень сильное впечатление!

На ТЭЦ Орлов начал с помощника машиниста. Работу полюбил всем сердцем. Не хватало знаний - пошёл учиться. Всё выходило как-то легко - дело было в радость! Говорит, коллектив во все времена был золотым:

- Мне повезло, я начинал работать под руководством таких «мерил большой энергетики», как Михаил Хайтун, позже - главный инженер ТЭЦ, Лев Смирнов - впоследствии директор станции. Это настоящие профессионалы, заслуженные энергетики СССР, кавалеры многих госнаград…

Работа простой никогда не была. Порой и сутки в цеху проводили, и двое. И сегодня по несколько смен иногда приходится трудиться, например во время пусконаладочных работ.

- У паротурбинных установок сверхкритические параметры, а допуски и отклонение от них минимальные.

Любовь к технике у Орловых передавалась по наследству. Сыновья Дмитрий и Константин росли, слушая рассказы отца о генераторах и турбинах. Впитывали всё как губка. И в итоге пошли по его стопам.

Дмитрий Орлов окончил политех, отслужил на флоте и пришёл на ТЭЦ машинистом паровых турбин. Сегодня он мастер в химцехе.

Константин Орлов сначала выбрал гуманитарную стезю, но уже в вузе понял, что душа лежит к технике. На ТЭЦ для него нашлось место в ремонт-ной группе турбинного цеха - руки у парня золотые. Сейчас Константин - слесарь VI разряда, профессионал.

В стороне от энергетики не осталась и мама семейства Валентина Орлова. В молодости она работала технологом на авиазаводе, где строили «МиГи». Когда получили квартиру на Автозаводе, муж предложил ей устроиться на ТЭЦ машинистом-обходчиком. Валентина Александровна проработала на станции 12 лет.

Смена на подходе

Своей мощности в 580 МВт станция достигла почти 30 лет назад. Таковой она остаётся и сейчас.

- Сегодня 90% оборудования станции выработало нормативный срок службы, - продолжает Алексей Орлов. - Но даже старые машины сегодня вырабатывают заданную тепловую и электрическую нагрузку. Как за ними поухаживаешь, так они отрабатывают. Наши подразделения выполняют огромную работу по техническому обслуживанию и ремонту энергетического оборудования. Энергоузел - сердце любого предприятия. Я, кстати, часто сравниваю турбинный цех с медучреждением. Турбина - живой организм, его надо понимать, любить, тогда он будет давать тепло и свет. Мы в цеху - врачи. Александр Вязьмин, начальник цеха, - главный врач. Павел Карасёв, инженер по системе регулирования, - кардиолог. Евгений Яковлев, инженер по металлу, - специалист по диагностике, а все мастера - хирурги.

Я выхожу главным хирургом. У меня функции такие же, как и у мастеров, но я могу работать на любом из четырёх блоков, включая Береговую насосную станцию. Всё оборудование на ТЭЦ я прощупал собственными руками, везде прополз, как говорится, на животе.

В общей сложности Алексей Александрович отработал на ТЭЦ 40 лет. На 70-летие станции получил из рук президента Владимира Путина государственную награду - медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. На всей территории работы компании «ЕвроСибЭнерго», в состав которой входит ТЭЦ, наш герой такой один!

Теперь знания и опыт он с удовольствием передаёт молодым. Коллектив постоянно пополняется новыми «бойцами».

- Специалистов у нас готовят на самом производстве. Энергетика - сложная наука, постоянно нужно учиться. Работа не всем бывает по плечу: далеко не каждый готов исполнять правила внутреннего трудового распорядка, требования правил по безопасному производству работ и технической эксплуатации. У нас жёсткая дисциплина. Но коллектив на предприятии очень хороший. Людей ценят! - подчёркивает А. Орлов. - На главной проходной висит лозунг «Люди - наш самый ценный актив». Я с этим полностью согласен. Железяки меняются, а люди остаются. Вот почему преемственность так важна. Приход на ТЭЦ стал для меня путёвкой в жизнь. Я никогда не жалел и жалеть не буду, что моя юность и зрелые годы были связаны с родной для меня ТЭЦ! Я горжусь сыновьями, что они продолжают нести почётную и очень нужную вахту энергетика. Внучок растёт, Тимофей, - ему всего два года ещё, но он наш, Орлов. Я верю, он пойдёт по нашим стопам!

Справка
ООО «Автозаводская ТЭЦ» входит в крупнейшую российскую частную энергокомпанию «ЕвроСибЭнерго» (принадлежит En+Group). В Нижнем Новгороде энергокомпания контролирует и группу «ВолгаЭнерго», включающую также ООО «Генерация тепла», ООО «Теплосети», ООО «Заводские сети», ЗАО «ВЭС», нижегородский филиал «ЕвроСибЭнерго». Снабжает теплом и электроэнергией несколько районов Нижнего Новгорода. Суммарная установленная электрическая мощность станции - 580 МВт, тепловая мощность - 2074 Гкал. Всю вырабатываемую станцией тепло- и электроэнергию реализует «Волгаэнергосбыт».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно