Примерное время чтения: 6 минут
185

Почему нижегородцы боятся мостов и тоннелей?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 46. Аргументы и Факты - Нижний Новгород 13/11/2012
Фото Натальи БУРУХИНОЙ

Нижний Новгород, 14 ноября - АиФ-НН

 

Фото Натальи Бурухиной

 Нижегородский исследователь Надежда РАДИНА изучала городские страхи и пришла к выводу: все города пугают одним и тем же. 

 

Безлюдное место - страшное

- Почему в качестве объекта исследования выбрали именно страшные места? Ведь у нас так любят, к примеру, говорить об историческом Нижнем…

- Мне очень нравится социология повседневности и социальная психология, которая исследует то, что с нами происходит. В этом контексте исторический Нижний - очень интересный объект для исследования. Но для этого нужно его детально продумать. Спросите у людей: «Что такое исторический Нижний?» Вам практически ничего не скажут. Потому что люди очень плохо знают свою историю. С другой стороны, исторические дома - как правило, деревянные, с резьбой, фигурными балкончиками - не все воспринимают так позитивно. Потому что люди, которые не смотрят на них, а в них живут, иначе как развалинами их не называют.

- Чего чаще всего боятся нижегородцы?

- Страшными кажутся места, которые во многом город олицетворяют и одновременно символизируют его разрушение. Так, горожане иррационально опасаются тоннелей и вокзалов, а также считают зонами риска места массового городского отдыха, проезжую часть и общественный транспорт. 

С другой стороны, любое безлюдное место иррационально или сознательно оценивается горожанами как «страшное», а разрушенные или ветхие строения навевают немотивированную тревогу. Горожане, как все люди, боятся темноты: ведь в ней человек плохо видит и плохо ориентируется. Боятся мостов и тоннелей. Хотя и то, и другое является одним из древнейших городских сооружений. Часто горожане не могут объяснить, почему они опасаются тоннелей - любых: подземных и наземных (деревянных, рядом со строительными объектами), днём и вечером.

Примечательно, что, согласно статистике МВД, значительное число преступлений, в том числе убийств, происходит между близкими в их квартирах. А когда начинаешь расспрашивать нижегородцев, чего они больше всего боятся, они никогда не называют свой дом. 

Территория Других

- В своём исследовании вы разделили страшные места на те, что связаны с реальным риском, и те, которые просто пугают…

- Действительно, во втором случае горожане в качестве «страшных» называли места, где им просто неуютно: вокзалы и рынки, районы локального проживания мигрантов, места заброшенных строений или развалины, тоннели, метрополитен. Стоит отметить, что чем более люди сомневаются в безопасности, тем более вероятно, что в качестве страшных  будут называть безлюдные и плохо освещённые места. 

Но я полагаю, что острота и глубина иррациональных страхов городского пространства является отражением общего социального неблагополучия города, а не только характеризует работу органов охраны правопорядка.

- Город - это не только определённые объекты, но и люди, которые внушают страх. Их вы разделили на «чужих» и «других».

- Чужие - это пришлые (мигранты, «иностранцы»). Георг Зиммель, немецкий философ и социолог, в своём «Эссе о Чужаке» представил «пришлого», гостя, чужого как потенциального странника, который, как бы осев на одном месте, тем не менее всегда готов отправиться в путь. «Чужак» своим пребыванием как бы приближает границу, делает пространство более непредсказуемым и - в контексте иррациональных страхов - пугающим. По мнению одного из интервьюируемых, «страшное место города - Канавинский рынок, потому что там несвежая шаурма… и много нерусских людей, которые пугают». 

Другие - это «плохие люди» (гопники, готы, бандиты, жители заречной части города и т.п.). В терминах современных исследований постмодернистского толка, места бытования Других возможно прочитывать как территории изгоев, социально неприемлемых, исключённых, ненормальных. О «страшных районах» часто не знают ничего конкретного и даже чётко не формулируют, в чём угроза этих «страшных мест», поэтому обоснования для «страха» выглядят иррационально. К примеру, 16-летняя горожанка сказала, что самое страшное место - Автозавод и Сормово, «потому что там неприятно находиться, и там гопники».

- У скинхедов, футбольных фанатов, воров, наверное, свои представления о страшных местах…

- Обычно, когда люди рассказывают о страшном городе, они судят с точки зрения хорошего горожанина. Пару раз нам попадался «плохой» горожанин - тот, кого «хорошие» как раз боятся. У него картина «опасного Нижнего» иная. Для него страшные места - это, к примеру, те, где дежурят полицейские «бобики» (патрульные автомобили).

Город как собственность

- Поэты, писатели часто осмысляют город как живое, злое существо. В фильме «Брат» говорилось: «Город - это злая сила: сильный приезжает - становится слабым»…

- Нижегородцы относятся к городу как к стулу, машине, они связывают его с комфортом, деньгами, возможностями, которые могут получить. Люди город не демонизируют.

- Насколько типичен «страшный Нижний» на фоне других городов?

- Если убрать конкретные географические реалии, он очень типичен. Страшными местами наши города похожи один к одному. Это лишний раз доказывает, что страшен не конкретно какой-то город, а как особое пространство, в котором мы живём.

- Ваша работа «Страшные места моего города» неожиданно вошла в резонанс с недавно опубликованным отчётом ООН, где Нижний был назван самым вымирающим городом…

- 5 из 11 «вымирающих», согласно отчёту ООН, российских городов - Саратов, Самара, Пермь, Уфа, Нижний - находятся на территории ПФО. Проблема в том, что отчёт охватывает существенный период: 20 лет, - в течение которого в этих городах одни активно умирали, другие - активно уезжали, третьи - активно не приезжали, а кто-то не родился. Эти проблемы за 2-3 года не решить. Нужно проводить серьёзные исследования, искать причины.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно