Фото: из личного архива А. Федина |
Нижний Новгород, 17 октября - АиФ-НН. Только за три месяца в Нижнем были ликвидированы 512 стихийных свалок, с которых вывезено 92 000 кубометров мусора. Между тем в Нижнем Новгороде художник создает из мусора художественные экспонаты.
Рекламный конвейер
- Александр Григорьевич, мусора на наших улицах много, но почему-то только вы увидели в нём потенциальные объекты искусства…
- Я начал создавать скульптуру, картины из мусора, когда устал доказывать, что владение компьютером и фотошопом ещё не делает тебя художником. В 2000-е появилось много молодёжи, которая могла что-то скомпилировать в компьютерной программе, но не создать в реальности.
Мусор как материал я использовал в качестве примера. Хотя могу работать и с металлом, деревом, пластиком… На вид рыба из проволоки и старых ключей выглядит просто. А сделать такую новым «дизайнерам» почему-то оказывается не под силу.
- В советские годы, когда вы сами были молоды, реклама была иной?
- Тогда потребность в художниках была высокой: при каждой организации был отдел наглядной агитации и пропаганды, даже в колхозе. В то время нельзя было вступить в творческий Союз художников, а найти работу и на ней прокормиться - вполне реально.
Я долгое время был художником-оформителем на комбинате торговой рекламы и многому там научился. Мы создавали интерьеры всех магазинов, оформляли витрины по всему Союзу. На эти цели в бюджете каждого магазина было заложено 10%.
- Но тогда не было не только компьютеров, но и материалов, из которых сегодня делают вывески, афиши, оформляют интерьеры.
- Действительно, к нам предъявляли высокие требования, и соответствующим был темп работы. Художники в короткие сроки разрабатывали упаковку, фирменный знак, вывески, фирменную бумагу, ценники, визитки и так далее. Для ресторанов даже делали муляжи, чтобы учить сервировать стол. Это было серьёзное производство, где было всё, начиная с муляжей и заканчивая мебелью. Но никаких готовых материалов!
Искусство диктует
Фото: из личного архива А. Федина |
- Как же тогда возникало это обилие форм, цветов, стилей?
- Сидели и придумывали, что и как делать из того, что имелось на складе. Было мало денег и технических возможностей. Всё делалось кустарно и вручную. Как, к примеру, изготавливались огромные снежинки, которые на растяжках вешали зимой на Большой Покровской? Из большого листа пенопласта выпиливали одну снежинку, которую потом на станке распускали на 100 штук, тонких, как папиросная бумага. И так - 100 раз, чтобы получить 10 000 снежинок.
Когда-то у манекенов была только одна поза. Если пластмассового человека надо было поставить или посадить по-другому, его распиливали, заново клеили руки как надо…
- Вы участвовали в подготовке городов СССР к крупным мероприятиям, в том числе к Олимпиаде 1980 года...
- Мы работали из Горького. Заказы на объекты (к примеру, на огромных медведей), поступали из разных городов, принимавших Олимпиаду. Мы, как швеи, делающие форму для олимпийцев, не знали, что и куда пойдёт. Примечательно, что перед тем, как оформить город к какому-то празднику, в обязательном порядке проводился худсовет (с членами Совета художников, архитектором города). Там обсуждались проекты оформления. Тогда худсовет диктовал заказчику, а не наоборот.
- При такой-то бедноте была конкуренция?
- Да, и очень высокая. Каждый год, к примеру, проводились международные, всесоюзные, всероссийские конкурсы витрин. Едешь на конкурс - дают три дня и пустую витринную коробку. За этот срок нужно было создать образ на заданную тему. Когда в Москве проводился день города, дали Тверскую. На 100 коллективов - 100 витрин. Тематика: спорт, грампластинки, канцтовары… Умеешь - дерзай!
- Скучаете по тем временам?
- Да, из-за острого ощущения невостребованности, которое есть сейчас. Тогда заказы шли потоком, и нужен был высокий профессионализм, чтобы работать качественно в больших объёмах каждый день. Сегодня чеканим, завтра - режем из дерева, послезавтра - создаём объёмные фигуры из пенопласта, потом - имитацию витража… Надо было уметь делать всё.
Фото: из личного архива А. Федина |
Бездомные чудеса
- Где размещаются ваши чудесные арт-объекты - рыбы из железных банок, бабочки из бутылочного стекла, собака из гвоздей, украшенные живописью стулья?
- Часть «выставляется» на даче, часть (благодаря тому, что это можно подвесить) - находится в мастерской моей дочери. У меня теперь своего помещения нет, а потому в пространстве я весьма ограничен.
С выставочными площадями, к сожалению, такая же проблема: в моём Автозаводском районе нет выставочных площадок, приспособленных не только для картин, но и для объёмных объектов.
- Как подыскиваете материал для своих работ?
- Стоит кинуть клич - всё тут же приносят друзья и знакомые. Ведь мусора-то у всех полно: старых ключей, монет, гвоздей. Однажды знакомый часовщик принёс мне целое ведро часовых механизмов: пружин, шестерёнок… Из них получилась картина с золотой бабочкой. Буквы из пластика стали «чешуёй» рыбы на другой картине. Есть цыплёнок, сделанный из сломанного детского велосипеда. Есть козёл, у которого морда из электрического чайника. Это просто.
- У вас есть ученики?
- К сожалению, нет, хотя я многим могу поделиться. И нет площадки, помещения, где бы можно было заниматься. У меня много знаний, которые я не могу передать. А у молодёжи много желания, но нет навыков, чтобы свои идеи воплотить…