Тапёр, фининспектор…
До войны наш герой уже посадил свой первый в жизни лес - в 1933 году, окончив краткосрочные курсы, получил должность заведующего
лесоучастком. Потом грянула война. В 1942-м Ильяшевича демобилизовали и срочно отправили в Горьковскую область выполнять правительственное задание - заготавливать древесину для авиапрома. Он работал в Воротынском, Дальнеконстантиновском, Большемурашкинском районах. В 1951 году Иван Ильяшевич приехал в Дзержинск, где и прожил до конца своих дней.
Дуст среди сосен
В начале XX века Черноречье, где затем был основан Дзержинск, для нижегородской интеллигенции считалось курортной зоной - за чистый сосновый воздух и Оку. По словам В. Постнова, отдыхать сюда в разное время приезжали писатели Максим Горький, Владимир Короленко, изобретатель радио Александр Попов.
А в 1915 году в Черноречье решено было построить дустовый завод. Началось промышленное освоение зелёной территории. Естественно, стали уничтожать деревья. В советский период процесс только усилился - уже разрастался город химиков.
Кругом стояла голая земля. Когда-то деревья задерживали пески, а теперь пески надвигались на город. Нужно было что-то делать.
Спасти, укрыть город химиков должен был «зелёный пояс». В начале
1950-х за его создание как раз и взялся Иван Никифорович Ильяшевич. Предложение высадить рукотворный лес поступило из самого центра - директора лесничеств назначали тогда в Москве.
Деревьями засадили десятки гектаров земли. Саженцы не приживались на песчаной почве. Не раз приходилось всё начинать сначала. Ильяшевич сам работал не покладая рук и «заразил» этим всех дзержинцев. Каждый горожанин старался посадить и выходить хотя бы одно дерево.
Древесный интернационал
Детище лесовода Ильяшевича - уникальный парк-дендрарий - до сих пор шумит в посёлке Пушкино в пригороде Дзержинска. Он был заложен 22 октября 1951 года. Со всех концов мира сюда привезли почти 250 видов экзотических растений: айву японскую, аралию маньчжурскую, бархат амурский, карельскую берёзу, 12 разновидностей боярышника, бузину канадскую, ель кавказскую, дуб армянский, клёны, ясени, множество разновидностей роз…
Иван Никифорович называл дендропарк «древесным интернационалом», а дзержинцы - зелёной жемчужиной. В нём - годы кропотливого труда. Сколько сил потратил лесовод, чтобы на непригодной почве вырос уникальный лес! Теперь это плотный заслон от ветров и песков.
Не раз Дзержинский дендропарк признавали особо ценным на смотрах-конкурсах лучших лесных объектов республики и страны. Сам Ильяшевич был четырежды награждён медалями Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. Сеянцы и семена из Дзержинского дендрария тоже разлетелись по всей стране - на Северный Кавказ и в Мурманск, в Москву и Иркутск, на Алтай и в Читу, в Казахстан, Чувашию, Башкирию…
В 1961 году за достижения в области развития лесного хозяйства Ильяшевичу - первому в республике - было присвоено почётное звание «Заслуженный лесовод РСФСР».
«Моё дело - спасти»
- Он болел душой за лес. «Целая армия его отравляет, и только моё дело может его спасти. Всё сейчас направлено на то, чтобы сократить жизнь человека, а моя задача - её продлить», - вспоминает Вячеслав Постнов слова друга.
Ильяшевич выходил деревья и кустарники, которые, по заключению других специалистов, не могут расти в нашей местности. О лесничем рассказывали даже школьные учебники.
Есть в Дзержинском парке место, которое неофициально называют «аллеей Ильяшевича», - оно тянется от площади Дзержинского до улицы Октябрьской.
- Мечтаю сделать здесь зелёный памятник, - делится Вячеслав Постнов.- В конце аллеи на каменном основании - контур фигуры человека, склонившегося к маленькому деревцу. Фигура лесника Ильяшевича получится прозрачной, сливающейся с аллеей. Каменный памятник будет слишком статичным. Уже есть проект. А ещё я мечтаю установить у каждого дерева камень с подсветкой и информацией об этом дереве. Получится музей леса…