В поисках архитектора
- В то время обычной практикой было заказывать проект у архитектора. Строительством занимались совсем другие люди. Так, например, был построен Спасский Староярмарочный собор (автор проекта - петербургский зодчий, француз Огюст Монферран - не приезжал в Нижний Новгород. - Прим.ред.), - отмечает Сергей Михайлович. - Дом Маркова, судя по всему, создавали неместные мастера - из Москвы или Санкт-Петербурга. А вот воплощал нижегородец.
Здание напоминает итальянские палаццо - многоэтажные итальянские городские особняки эпохи Раннего Возрождения XV века: строгие формы, рельефная каменная кладка стен (рустовка) и большие окна. Однако «русский вариант» не выглядит таким массивным, как итальянские «дома-крепости».
- Все фасады дома выдержаны в одном характере и проработаны с большой детализацией, - добавляет архитектор. - В то время у здания обычно была «лицевая», «парадная» сторона, обращённая к улице, и «оборотная» - более блёклая, скучная в архитектурном плане. Дом Маркова - исключение. Он, как шкатулка, красиво оформлен со всех сторон.
Из Нижнего с любовью
Заказчик проекта - будущий хозяин дома - в его создании участия практически не принимал, по-видимому, полностью полагаясь на талант столичного архитектора. В свою очередь, исполнитель к своей работе отнёсся не просто с ответственностью - с любовью. Каждая деталь, каждый элемент декоративного оформления здания выполнен очень качественно, как будто здание делали не для чужого - для себя. Цветы, украшающие перила лестницы, выточены из камня. Для этого требовались руки настоящего скульптора.
- Один из ярких элементов интерьера дома - парадная лестница, сделанная целиком из белого мрамора, - добавляет Сергей Шумилкин. - Мрамор привозился издалека и стоил немало: ведь это цельный камень, а не крошка. Подобных лестниц в Нижнем Новгороде ещё всего две: в особняках, принадлежавших С.М. Рукавишникову (на Верхне-Волжской набережной) и В.М. Бурмистровой (Минина, 26). Сейчас оба здания - музеи.
Очень редко в купеческих домах встречались и витражи, выполненные из цветного стекла. В доме-усадьбе Маркова их целых три. Самый красивый, экзотический, изображающий павлина с пышным хвостом, расположен в лестничном пролёте. Днём он просвечивается солнцем и отбрасывает на мрамор яркие цветные пятна...
«…На балконе появляется Джульетта»
Дом, при всей его монументальности, - это масса деталей, которым уделяли не меньше внимания, чем общей композиции здания.
- Когда проводились историко-архитектурные обследования здания, обнаружилось, что трубы на крыше выполнены в виде ступенчатых пирамид из чугуна - нескольких рядов повторяющихся рамных элементов, - добавляет Сергей Шумилкин.
Неэстетичные водопроводные трубы (здесь была проведена «современная» канализация и устроена система отопления, поставлены полиэтиленовые трубы) «прятали» в стены, оставляя только «скромные» декоративные решётки. Но чего стоят барельефы с изображением женских лиц или двери с резьбой на тему морских раковин! Широкий балкон (с южной стороны здания) украшают сквозные чугунные ограждения, похожие на чёрное кружево. Кажется, снизу вот-вот раздастся голос Ромео и перил коснётся нежная рука Джульетты.
- Каждый домовладелец стремился украсить своё жилище чем-то оригинальным, иметь хотя бы одну «изюминку», - добавляет архитектор. - Если не было средств на пышный интерьер, деньги вкладывали, к примеру, в нарядную изразцовую печь.
Усадьба - часть домовладения на Ильинской, 63, принадлежавшего богатому купцу-рыботорговцу Василию Кузьмичу Маркову. Новый дом был возведён на месте другой постройки - двухэтажного невзрачного домишки, который стоил чуть больше 1000 руб. Цена новой усадьбы достигла порядка 10 000 рублей. Сумма, на современные деньги непереводимая.
- Здание на Ильинской, 65 выстроено для Маркова-младшего, Арсения. Но пожить в своём собственном доме сын купца не успел: в 1917-м началась гражданская война, все постройки стали принадлежать советской власти.
Стёртые временем
В помещениях с лепными потолками, мраморными подоконниками, узорчатыми полами из дубового паркета разместился туберкулёзный диспансер, затем - студенческая поликлиника. Поговаривают, что в подвале, где располагалась котельная, в своё время были застенки НКВД.
К чужому дому новые хозяева отнеслись варварски. Планировка дома изменена под практические нужды. Неудивительно, что к началу XXI века многие декоративные элементы исчезли. Теперь восстановить их невозможно: подлинных чертежей дома не сохранилось.
В 2009 году особняк передан в собственность ННГАСУ, который по максимуму восстановил прежний облик здания. Здесь же разместилась кафедра ЮНЕСКО. Говорят, что, если бы дома умели говорить, они бы рассказали немало интересного. Стены особняка Маркова, это точно, видели много интересных, необычных и даже страшных вещей. Ходят слухи, что и сейчас по ночам из подвала доносятся звуки чьих-то шагов. Может быть, это Арсений Васильевич Марков проверяет свои владения.