Случайный прохожий
Арсенал построен в 1843 году по приказу императора Николая I. Это одно из самых крупных сооружений кремля. Его длина - 200 м, площадь - 6000 кв.м. Имея абсолютно утилитарное назначение, здание, однако, стало важной составляющей композиционной части соборной площади. Однако архитектурной самостоятельностью не обладает: оружейное хранилище опирается на кремлёвскую стену, возведённую в XVI веке.
Здание выдержано в стиле классицизма. Это симметричная постройка с набором однотипных фрагментов, универсальной коридорной структурой, арочными проёмами.
- Несмотря на почтенный возраст, Арсенал не имеет собственной истории, - отмечает Анна Гор, директор нижегородского филиала Государственного центра современного искусства (ГСЦИ). - На многочисленных фотографиях разных лет с видами кремля и центральной площади города здание попадает в кадр как случайный прохожий, оставаясь вне фокуса основного интереса.
Вплоть до июля 2002 года на территории Арсенала располагался картографический архив Минобороны. За 150 лет с момента постройки его ни разу не ремонтировали, поэтому в 2003 году, когда здание было передано в собственность Нижегородского центра современного искусства, оно находилось в плачевном состоянии - близком к аварийному.
Лаборатория будущего
До недавнего времени здание Арсенала было весьма неприглядным. Мрачные стены, слепые окна, пыль и сырость - в лучшем случае место для проведения игр в «Сталкер». Трудно было представить, что на этой территории когда-то будут размещаться музейные площади с использованием современных медийных средств.
- На протяжении прошлого века современное искусство с большим энтузиазмом и мастерством обживало морально и физически устаревшие сооружения эпохи технического прогресса - вокзалы, фабрики, электростанции, арсеналы и бункеры, - отмечает Анна Гор.
Нижегородский Арсенал принадлежит к числу таких нехудожественных объектов, перенесённых в художественную среду и ставших объектами культуры и искусства. Концепция реконструкции, приспособления Арсенала под музейные нужды разрабатывалась командой архитекторов и художников из Москвы, Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга.
Устройством новой жизни Арсенала руководили москвичи: архитектор Евгений Асс (член Европейского культурного парламента, курировал и проектировал выставку «Московский Архитектурный Авангард» в Институте искусства Чикаго) и реставратор Александр Епифанов (до 2008 года - федеральный архитектор-координатор Министерства культуры РФ по Калининградской области).
Пока сдана первая очередь. По завершении работ Арсенал будет включать в себя выставочный зал в 400 кв.м, киноконцертный зал на 250 кв.м и 150 мест, а также медиа-теку, которая совместит в себе библиотеку, видеотеку и публичное пространство для литературных встреч, дискуссий и мастер-классов.
- Открытие Арсенала - событие федерального значения, - считает Анна Гор. - Это значит, что Нижний Новгород появился на карте современного искусства. Это музей нового типа: лаборатория будущего на истории прошлого.
С точностью до детали
Сейчас действует лишь 1700 кв. м из 6000 возможных. Приспособлены к современной жизни первый и второй этажи здания, а также подвальные помещения. В нижней части здания царит прохлада и полумрак. Под красными кирпичными сводами проходит первая в истории Арсенала выставка с использованием выставочных стендов, проекторов, со звуковым сопровождением. Второй этаж, на который ведёт полукруглая каменная лестница, залит солнцем из многочисленных окон.
- Во время ремонта и реконструкции мы попытались сохранить всё ценное с точки зрения памятника истории культуры и архитектуры, - отмечает Михаил Миндлин, генеральный директор ГЦСИ. - Каждая деталь, будь то кирпич, металлическая стяжка, оконный переплёт или дверные полотна, насколько это было возможно, сохранены или восстановлены по образцам. Всё сделано для того, чтобы памятник предстал в таком виде, какой, возможно, был у него сразу после постройки.
Кстати
Зураб Церетели, президент Академии художеств РФ, который присутствовал на церемонии открытия здания, одним из первых выразил желание предоставить свои работы для «арсенальной» выставки.
- Я всегда рад приезжать в Нижний Новгород - видеть добрые, приветливые лица людей, которые любят свой город, его историю и искусство, - отметил он. - Не так давно в Казани был открыт филиал академии художеств. Хотелось бы, чтобы такой же филиал появился и у вас. Ведь нужно поднимать уровень культуры, искусства в России. А это возможно только при поддержке регионов.