В последнее время в редакцию «АиФ-НН» постоянно обращаются нижегородцы, для которых ремонт домашней оргтехники оказался уж очень накладным. Люди рассказывают одну и ту же историю...
Дорогостоящая «формальность»
- У меня сломался ноутбук. Увидела на подъезде объявление о ремонте. Компьютер был куплен с рук, гарантийного обслуживания у него не было. Вот и решила позвонить, - говорит Кира. - По телефону сказали: мастер сможет приехать на дом и определит, что случилось с компьютером. 9 августа 2010 года специалист прибыл к нам. Дома был только мой папа Виктор Иванович.
Мастер сообщил, что ноутбук надо забрать в мастерскую на диагностику. Он заполнил лист приёмной накладной, где находился и текст договора о сервисном обслуживании, мелким шрифтом. Отец не хотел подписывать договор, но мастер пояснил, что это формальность, того требует руководство фирмы. Может, мол, и ремонта не потребуется… Обещал по телефону сообщить результаты диагностики и стоимость ремонта.
Мастер не обманул - позвонил через несколько дней и, по словам Киры, «обрадовал» проведённым ремонтом, за который Виктор Иванович должен фирме… 8500 рублей. Если он не заплатит, будет добавляться по 500 рублей за каждый день - за ответственное хранение.
А где ремонт «материнки»?
В недоумении наши герои отправились в компанию, которая обязалась сделать ремонт. Кира утверждает, что в офис их не пустили, а ноутбук отдать отказались, пока Князевы не подпишут акт выполненных работ и не заплатят.
- В показанном нам приложении № 1 к договору были перечислены проведённые работы на 8500 рублей и стояла подпись Виктора Ивановича. Но в день приезда мастера домой такого приложения нам на руки не давали, - недоумевает Кира.
Интересный факт: если в конце договора об оказании услуг стоят паспортные данные заказчика, подпись и дата, то в приложении - только подпись. Кроме того, нашим героям мастер выдал прайс на услуги компании, где нет строчки «Ремонт материнской платы». Между тем по документам именно его Князевым и провели. Получается, о цене самой дорогостоящей части работ они даже не знали.
Коллективное заявление
Больше Кира своего ноутбука не видела. 18 августа Князевы направили на адрес фирмы заявление с просьбой предоставить все документы, включая официальное заключение о результатах диагностики с полным перечнем неисправностей и стоимостью комплектующих. Иначе они заявляли, что смогут считать договор расторгнутым в одностороннем порядке. Фирма это проигнорировала. А 27 октября 2010 года Виктору Ивановичу пришло письмо о долге в 53 800 рублей (за ремонт, пени и ответственное хранение). Ремонтная фирма подала на Князевых в суд...
О подобной истории, причём в одной и той же фирме, написали в редакцию «АиФ-НН» не меньше 10 человек. И судя по откликам в гостевой книге на сайте этой компании, это далеко не предел. 19 человек в прошлом году обратились с аналогичными жалобами в управление Роспотребнадзора по Нижегородской области.
- В Роспотребнадзоре мне сказали, что жалоб на данную фирму много, стоит обратиться в прокуратуру или в суд с коллективным заявлением, - говорит Илья Петрович Львов, попавший в ту же ситуацию, что и Князевы.
Кира и её отец пошли дальше - они обратились в прокуратуру Автозаводского района. Сначала в возбуждении уголовного дела по действиям руководителя фирмы отказали. Но 31 марта этого года постановление об отказе отменено - «изучение материала прокуратурой района показало, что проверка была проведена не в полном объёме». Теперь дополнительную проверку проводит УВД по Нижнему Новгороду...
«АиФ-НН» будет разбираться в ситуации. А тем, кто ещё не обжёгся с ремонтом, можно посоветовать внимательно читать договоры и не доверять объявлениям на столбах, подъездах и заборах, где даже название фирмы не указано.
Компетентно
Антон Шанов, генеральный директор правового бюро:
- Федеральный закон «О защите прав потребителей» предусматривает право заказчика при некачественно выполненной работе письменно потребовать от исполнителя устранить недостатки в разумный срок. Срок, который назначает сам потребитель, указывается в договоре, в ином подписываемом сторонами документе либо в заявлении, направленном потребителем исполнителю.
При отсутствии письменного требования считается, что заказчик принял работу в срок, а исполнитель вправе требовать возместить расходы на хранение (в данном случае - компьютера).
По закону «О защите прав потребителей» исполнитель не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные работы, услуги за плату. Заказчик вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они оплачены, он вправе потребовать от исполнителя возврата уплаченной суммы. Сделать это тоже надо письменно - иначе исполнитель будет на законных основаниях удерживать переданное ему имущество до исполнения оплаты работ и хранения. При принятии в акте выполненных работ нужно сделать отметку, какие услуги не заказывались, но оплатить их. Впоследствии в суде можно требовать возврата излишне уплаченной суммы.
Итак, если работы выполнены некачественно, нужно письменно изложить претензии и передать их исполнителю. У вас должен остаться ещё один экземпляр претензий, на котором представитель исполнителя сделает отметку о принятии заявления - с датой, должностью и ФИО принявшего лица и его подписью.
Если исполнитель требует оплатить услуги, которые вы не заказывали, а вещь удерживает у себя, есть два варианта действий. Во-первых, оплатить заказанные услуги, написать претензию, где изложить вашу позицию по заказанным и не заказанным услугам и обратиться в суд за истребованием имущества от исполнителя. Если исполнитель докажет, что вы всё-таки заказывали услугу, то вы должны будете возместить её стоимость и стоимость хранения. Риски велики. Во-вторых, можно оплатить то, что требует исполнитель, но в акте приёмки указать, что выполненную работу вы не заказывали. Отметьте также, что вы оплачиваете услуги, поскольку исполнитель отказался передать вещь без оплаты.
И идите в суд за защитой прав!