Совершать ложно мотивированные покупки нас заставляют всевозможные маркетинговые акции, в изобилии представленные в современных торговых точках.
Реклама - двигатель торговли
Две упаковки чая по цене одной, ополаскиватель для белья в подарок к стиральному порошку, беспроигрышная лотерея на кассе за покупку колбасы определённого бренда, сыр по супервыгодной цене… Видя заманчивые призывы к выгодной покупке, мы, не задумываясь, открываем кошелёк.
- Любая рекламная акция, нацеленная на стимулирование покупательского спроса, прежде всего выгодна самой торговой точке, - развенчивает мифы Дмитрий Белов, маркетолог. - Акция, объявленная во всеуслышание, может стать поводом для похода в магазин. Но, купив акционный товар, покупатель заодно приобретёт и другие вещи. Не ехать же в супермаркет ради одних, например, дешёвых апельсинов?
Вот на этой «другой» массе товаров магазин и наверстает упущенное. Увеличению объёма покупок способствуют и популярные ныне «долгоиграющие» акции: получай наклейки (фишки) за каждые потраченные 200 рублей, собирай их и выбирай подарки. Вспомните, как часто на кассе вам предлагают добрать покупок на 50-100 рублей, чтобы получить заветную наклейку? А таких, как вы, за день наберётся несколько сотен.
Кстати, в стремлении получить подарок вы наверняка станете постоянным покупателем этого магазина - хотя бы на время акции.
Хит дня и золотая полка
По словам Дмитрия Белова, покупателя часто заставляют раскошелиться акции из серии «два по цене одного», когда, покупая один товар, второй можно получить бесплатно. Товар, предлагаемый в подарок, скорее всего, залежалый или срок его годности на нуле, а в цену основного продукта заложена накрутка в размере стоимости «бесплатного».
Излюбленный приём, когда определённый товар объявляется «хитом» дня или сезона. Покупатель следует логике: если продукт пользуется повышенным спросом, значит, он качественный или по выгодной цене. Хотя на деле «хитами» обычно объявляются товары, от продажи которых магазин надеется получить наибольшую прибыль.
Манипулировать общественным сознанием покупателя помогает и умение грамотно преподносить товар. К примеру, существуют особо выгодные места для размещения товара - по правой стороне и на уровне глаз. С учётом этой специфики и раскладывается товар. На видные места и удобные полки выставляется продукция, которую супермаркету выгоднее продать, - более дорогая или с истекающим сроком годности. Другой способ заставить покупателя купить больше, чем нужно, - расположить востребованные товары как можно дальше друг от друга.
Лекарство от ненужных трат
Как застраховаться от ненужных трат? Психологи советуют не заходить в магазины без цели и на голодный желудок и всегда вооружаться списком необходимого.
Кстати, о наличных. Берите ровно столько денег, сколько можете позволить себе оставить на кассе. Не стоит расплачиваться кредитными карточками.
Берите тележку, только если планируете купить действительно много. С корзинкой в руках у вас будет меньше желания покупать ненужные товары.
Наконец, не ленитесь сравнивать цены в разных магазинах и проверять ценники. Зачастую товар на кассе пробивают по более высокой цене. А по закону о защите прав потребителей его обязаны продать по той, что значится на ценнике.
Сэкономить помогут раздельные покупки: каждый супермаркет имеет список товаров, на который он старается держать низкие цены. Определите фаворитов и покупайте, скажем, овощи в одном супермаркете, мясо или молочные продукты - в другом, бытовую химию - в третьем.
А ещё выгодно приобретать товары под собственной торговой маркой магазина. Определить их можно по фирменным этикеткам с логотипами торговой точки. Цена на них существенно ниже, чем на аналогичный товар у других поставщиков.