«Клуб по интересам»
Их нельзя называть изыскателями, тем более археологами, хотя они не менее скрупулёзно исследуют исторические места, порой забираясь туда, куда простому исследователю просто не доехать. Они копатели и даже копальщики. Коллекционеры, очень увлечённые люди, но не историей, а добром, которое её хранит. Основные объекты их интереса - оружие и амуниция времён Второй и даже Первой мировой войны, в том числе редкие медали и ордена. В Интернете, в особенности на специальных сайтах, сообществом копальщиков выделяется особая группа - «чёрные копатели». Так одни «корыстные археологи» стараются отмежевать от себя других, ещё менее совестливых, разоряющих могилы ради наживы, которую простые копатели достают в ходе собственных раскопок.
О том, как бытуют нижегородские копатели, мне рассказал Алексей Смирнов, сотрудник одного из нижегородских вузов. Имя и фамилию мы изменили по его просьбе: рассказывать о копателях всю правду чревато… Сразу же задаю вопрос: почему?
- Потому, что копателей всегда покрывают сотрудники государственных структур, - просто объясняет мужчина. - А среди них тоже немало «коллекционеров»…
Каждое воскресенье, с 10 утра и до вечера, на пересечении Большой Покровской и Октябрьской, в небольшом скверике устраивается встреча нижегородского общества коллекционеров. Среди нумизматов, филателистов, коллекционеров значков, стеклянных пузырьков и прочей дребедени стоят люди, чьи коллекции гораздо более металлические, тротиловые и огнестрельные, чем любая редкая пластинка.
- В обществе копателей, как и любом другом «клубе по интересам», большинство людей друг друга знает очень хорошо, - говорит Смирнов. - Это удобно, потому что приобрести что-то или сбыть здесь гораздо выгоднее. Да и самой свежей информации получишь в разы больше, чем на любом форуме или в группе vkontakte.
На встречу «общества» когда-то пришёл и сам Алексей, будучи ещё парнишкой. Сначала он собирал значки, но потом увлёкся более серьёзными «игрушками». Теми, что могли заколоть или порезать.
Раскопки по учебнику
Конечно, в эту «касту» пускают не каждого. Да и кто станет показывать армейский штык-нож или немецкую каску первому встречному. Так и нашего Алексея пару раз отфутболили, когда он проявил слишком сильный интерес к приобретению оружия. Коллекции коллекциями, а по статье 222 УК РФ («Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств») не всякий знакомый «отмажет»…
- Как всякий настоящий коллекционер, я покупал кучу разных книг по интересному мне предмету. Дорогущие издания про оружие всех времён и народов очень быстро заполнили квартиру… - говорит он.
Среди них был и двухтомник под авторством Александра Борисовича Жука. Это издание есть у любого уважающего себя собирателя оружия по двум причинам.
Во-первых, добрый Жук советских времён очень детально, подробно описал всё оружие, что можно было найти на территории Евразии, начиная чуть ли не с палки-копалки и заканчивая самым современным во времена СССР.
Во-вторых, потому, что дорогой автор все ножи, мушкеты и ТТ пронумеровал. А значит, заключить сделку по телефону, назвав номер страницы в «Телефонном справочнике» и, соответственно, номер оружия, было делом удобным, а главное, безопасным.
- Отправляясь в экспедиции, копатели очень тщательно исследуют историческую территорию, - добавляет Алексей. - Для этого лучше брать источники, выпущенные сразу после войны. Там информация была самой свежей и достоверной. Ведь в послевоенном СССР никто не мог предположить, что по картам будут отыскивать не пропавших солдат, а их ордена…
Память на продажу
Одни из самых «качественных» - находки «из болота». Да ещё, наверное, те, что добыты с заброшенных складов. Бывает, что нож или пистолет в чехле, добытый из зелёной жижи, сохраняется ничуть не хуже, чем тот, что ещё в масле был вынесен со склада.
- Одни покупатели ценят хорошее состояние вещей, - объясняет мужчина. - Им, бывает, приносят обезвреженные мины, на которых даже краска не облупилась. А некоторые коллекционеры втридорога покупают немецкую каску, изъеденную ржавчиной, с дырами от пуль. Есть и редкие находки типа пули в пуле. Они ценятся всеми.
Как ни странно, на рынке копателей из вещей Великой Отечественной войны в ходу только немецкое барахло: офицерские значки и гильзы от патронов со значком СС, «маузеры», солдатские медальоны…
- Русское продаётся плохо, - говорит Смирнов. - Если только какой-нибудь орден типа Красной Звезды или медаль «Золотая звезда».
У кого при таких словах не встанет комок в горле…
- Да, это рынок, и больше ничего, - объясняет мужчина. - Может быть, когда-то раньше совесть, память, живой дед-ветеран задушили бы эту жабу коллекционерства. А сейчас купить можно всё. И, в принципе, неважно, каким путём оно было добыто.
Он ещё рассказывал про ложки и мины, которые за 60 лет врастают в деревья, про времянки, которые копатели устраивают почти на каждом шагу - ведь в земле так много костей… А думалось уже совсем о другом. О Михалкове, Катыни, «Мы из будущего» и картах копателей. Пусть о войне мы не знаем всей правды - в истории много тёмных мест. Но если через 10 лет Михалков и копатели будут всем, что останется нашим детям?
НА ЗАМЕТКУ
Сейчас в Интернете очень много форумов, принадлежащих копателям. Некоторые из них периодически прикрывают: не за бессовестность «раскопщиков», а за нелегальные сделки купли-продажи. На всех сайтах можно узнать не только почём купить миноискатель, куда лучше ехать и как найти попутчика на «коп», но и как обезвредить мину, восстановить проржавевшее оружие и т.д. Есть у копальщиков и свои специальные термины: хабарк, жбонь, шмурдяк.
- В поход обычно отправляются группами, - говорит Смирнов. - В Украину, Беларусь, Волгоград и Смоленск на машине скопом ехать дешевле. А в лесу вместе, конечно, безопаснее. Ведь раскопки подразумевают лагерь и ночёвку…
На вопрос, когда обычно наступает сезон копальщиков, Алексей пожимает плечами: да всегда. Отличается только набор инструментов и техника извлечения «клада» из земли.
- Зимой, к примеру, часто ездят на болота, - рассказывает он. - Из замёрзшей жижи при помощи бензопил вырезают куски. Из них насосом выкачивают воду и «смотрят на просвет».
В целом самое удобное для раскопок время - осень и весна, когда трава старая, гнилая, а почва - мягкая. Комарья ещё или уже нет. Просто рай для «чёрного археолога»