Примерное время чтения: 10 минут
281

«На войне люди взрослеют быстро». Как стать «батарейным папой» в 17 лет

Эльфия Гарипова / АиФ-Нижний Новгород

Пожилой мужчина, тяжело опираясь на трость, улыбается, видя, как его любимица, шнауцер Бэри, радостно встречает гостью и лижет ей руки: «Вы ей понравились. Она обычно всегда настороже и встречает незнакомцев лаем. Прямо как настоящий боец». Наверное, по-другому и не может быть в семье  бывшего военного. Впрочем, в беседе с генералом-майором артиллерии в отставке Виктором Юрьевичем Вундером  понимаешь, что бывших военных не бывает:  несмотря на возраст, ветерана заботит и обороноспособность страны, и  отношение подрастающего поколения к армии.

Генерал-майор артиллерии в отставке Виктор Вундер Фото: АиФ-Нижний Новгород / Эльфия Гарипова

Ключи от неба

Виктору Юрьевичу Вундеру уже 89 лет. За его плечами не только участие в Великой Отечественной войне, за что он был награжден восемью боевыми орденами. В течение 15 лет он был начальником Горьковского зенитно-ракетного училища, поэтому тема молодежи и ее отношения к армии Вундеру близки и дороги.

- Это был самый светлый период в моей жизни, когда я командовал училищем в Горьком. Видеть, как мужают вчерашние школьники, помогать им буквально из ничего превращаться в настоящих офицеров - это и ответственно, и волнительно. Понимаешь, что от тебя во многом зависит, какими командными кадрами будет укомплетована наша армия, в надежные ли руки ты вручаешь «ключи от неба».

- Виктор Юрьевич, нынешняя молодежь сильно отличается от вашего поколения?

- Молодежь – она во все времена во многом похожа: тоже хотят  жить, любить, чтобы надо головой было мирное небо. Но отличия, конечно, есть. Мы на войне как-то рано взрослели. Нам не приходилось держаться долго за мамину юбку: не успели еще опериться - а уже враг у ворот, надо было Родину спасать.

- Нынешняя молодежь не хочет в армии служить из-за «дедовщины»...
Военно-патриотическая работа пошла, к сожалению, на убыль. Да и в семье, как говорится, не без урода: недоработка командного состава порой приводит к неуставным отношениям в армии. Но все же подобные настроения еще и нагнетаются в семье. А от семейного воспитания зависит многое, если не все. В последние годы парней очень сильно опекают мамы, папы, дяди и тети, пытаются от армии «отмазать». А ведь если не дай Бог придет на Родину беда, от нее не отмажешься. Нам такое и в голову не приходило. Мы очень рано стали взрослыми.

«Всегда хотел быть военным»

Виктор Вундер родился в южном городе Баку. Он всегда был активным по натуре: был комсоргом в школе, много читал, стремился заинтересовать друзей-приятелей прочитанным. Особенно много Виктор читал о героях, которые преодолевали препятствия, выковывали силу характера.

- В то время престиж военной профессии был чрезвычайно высок, - вспоминает Виктор Юрьевич. - Подтянутые, организованные и сдержанные ребята в военной форме вызывали всеобщее уважение, да и девушкам нравились. Конечно, хотелось быть на них похожими. И хотя у нас семья была сугубо гражданская, я всерьез мечтал связать свою судьбу с армией. Как и многие другие ребята в то тревожное время.

Когда началась Великая Отечеcтвенная война, Виктор сразу же пошел в военкомат - проситься на фронт. Там ему пришлось прибавить себе полгода, потому что до совершеннолетия оставалось еще целых полгода. В военкомате решили, что активный толковый парень должен сначала вычиться на младшего командира. Вундер стал курсантом Бакинского училища зенитной артиллерии, которое закончил к началу 1942 года в звании лейтенанта.

Несмотря на столь юный возраст, у Виктора Вундера дома уже оставались жена и маленький ребенок.

- У нас на Кавказе что азербайджанцы, что русские, - все быстро созревали, - улыбается пожилой военный. – В знакомых русских семьях было по пять-шесть детей, а в азербайджанских еще больше. В январе 1942 года у меня родился сын, а через несколько недель я уехал на фронт.Так что я был уже взрослым мужем и отцом.

Командир зенитной батареи Виктор Вундер (в центре) с боевыми товарищами в мае 1945 года. Фото: АиФ-Нижний Новгород / Эльфия Гарипова

«Батарейный папа»

Виктор Вундер воевал на Ленинградском, Волховском, 3-м Прибалтийском, 2-м и 3-м Украинском фронтах. Сначала был командиром взвода, а потом батареи малокалиберной зенитной артиллерии. Его батарея прикрывала боевые порядки пехоты, танков, минометов на переднем крае. Причем весь свой боевой путь Виктор Юрьевич прошел с одной и той же батареей.

- Мне предлагали стать и начальником разведки дивизиона, и звали в управление штаба полка, - вспоминает ветеран, поглаживая любимого шнауцера. – Но я решил: с батареей не расстанусь, буду воевать с ней до самой победы.

- Каково это - семнадцатилетнему юноше командовать взрослыми людьми?

-Да, непросто порой приходилось. Ну что я, безусый мальчишка, хоть и семейный. А у меня в подчинении около ста человек. Многие мне в отцы годились, а кое-кто – даже в дедушки: у меня там и 70-летние призывники-сибиряки были. Не хватало народу-то, и такое порой пополнение приходило вместо убитых и раненых.

Крепкие сибирские старики относились к молодому командиру уважительно и называли Виктора с любовью «батарейным папой». Видели и понимали, что он старается сохранить, по возможности, жизнь каждого солдата.

- Я очень старался, чтобы мы сбивали самолеты, но при этом чтобы не было раненых и убитых, - говорит Вундер. – Подчиненные это видели и ценили. На какие только ухищрения ради этого ни шли! Строили по нескольку ложных позиций: с одного места сбивали вражеский самолет, потом быстро перетаскивали зенитную батарею в другое. Пришлось, конечно, хлебнуть беды.

- Как вам  удавалось преодолевать свои страхи?

- А бояться просто некогда было: мы были все время в бою. У нас батарея же мобильная, достаточно полминуты было, чтобы развернуть ее в любом направлении и открывать огонь. За годы войны за нами числилось 58 сбитых вражеских самолетов и 18 подбитых.

«Борща было жалко»

Виктор Юрьевич вспоминает, что на войне страшное и смешное порой ходило рядом. Как-то выкопали они окоп и сидели на бруствере, ели борщ из котелка. И тут в самый центр окопа попал снаряд. Он должен был разорваться от удара, но земля была свежевыкопанная, рыхлая, мягкая, и удара нужной силы не получилось.Снаряд ушел в землю глубже, чем обычно, и там разорвался.

- Нас раскидало всех вместе с борщом метров на 20-30, - смеется Виктор Юрьевич. - Но никого не убило! Оглохли, правда, все на время.  Но больше борща было жалко: так его и не доели.
Вспоминает ветеран-артиллерист, как приходилось хитрить и приманивать немецкие самолеты на крашеные пушки. Противник отстреливается по ложным мишеням, как по настоящим. А зенитчики накрывали их из совсем другого места. На три ложных позиции было три боевых, и это спасало многие солдатские жизни.

«Всех девчонок повыдавал замуж»

Авторитет Вундера у подчиненных, даже пожилых, был непререкаемым. К нему часто обращались по любым, даже житейским вопросам, как к третейскому судье. Иногда доходило даже до забавного.

- У меня в батарею было 14 девушек, а парней 60-70,- вспоминает Виктор Юрьевич. – В свободное время, конечно, ухаживания были, любовь. Иногда так случалось, что не могли девушки выбрать одного из двух ухажеров, тогда приходили ко мне за советом, тем более, что я был уже семейный, в их глазах вроде как уже опытный. Я так всех девчонок замуж повыдавал. Потом отправлял в тыл рожать. Что же, хоть война, а любовь, дети, жизнь – это прекрасно.

Тяжело девчатам приходилось на войне: всем от 17 до 20, вчерашние школьницы, студентки, добровольцы. Хрупкие, а приходилось целый день носить на плечах металлический дальномер, а он весил около семи килограммов. Без данных этого прибора нельзя было бы корректно рассчитать траекторию полета снаряда. Поэтому даже будучи беременными на позднем сроке девушки долго не оставляли свою важную работу.

Генерал не потерял военную выправку. Фото: АиФ-Нижний Новгород / Эльфия Гарипова

«Чехи встречали, как родных»

Победу Виктор Вундер встретил в Праге. Еще долго даже после объявления Германией капитуляции в небе над чехословацкой столицей летали вражеские самолеты.

- Не только летали, еще и бомбы сбрасывали, - вспоминает Виктор Юрьевич. – Смотришь: летит «Мессершмидт» или «Фоккевульф». Откуда? Вроде и аэродромы все разбомбили. Да вот оставались где-то тайные, тыловые. Сбивали мы их. Да еще из леса приходилось вычесывать группы фашистов, которые скрывались там от наших частей и сдаваться все еще не собирались.

Местное население встречало советских освободителей слезами радости и цветами. Чешские женщины и дети бросались навстречу освободителям с поцелуями и объятиями, дарили букеты.

- Сейчас все эти факты стараются исковеркать, - говорит ветеран, - чтобы обелить фашистов: ведь Германия теперь в Евросоюзе главная. Но правду не перечеркнуть: именно советская армия, советские воины принесли народам Европы свободу от немецко-фашистских захватчиков. И сейчас в преддверии Дня защитника Отечества хочу еще раз напомнить об этом всем людям.

Виктор Вундер помогает сохранить память о нижегородцах-ветеранах войны. Фото: АиФ-Нижний Новгород / Эльфия Гарипова

СПРАВКА
Генерал-майор в отставке Виктор Юрьевич Вундер награжден восемью боевыми орденами и медалями, в том числе он кавалер ордена Александра Невского, который вручался за умелое руководство подразделением, приведшим к большой потере сил противника при максимальной сохранности боевого состава. Вундер принимал участие в подготовке четырех книг о нижегородцах-кавалерах ордена Александра Невского. Помогал собирать материал о горьковчанах-участниках боев за Ленинград.

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно