Заработок, достаток, благосостояние – именно такие ассоциации рождаются у 30% россиян при упоминании о работе. Частью жизни или даже её смыслом работу считают 14% наших сограждан: «Работа – это половина жизни».
У 12% россиян работа в первую очередь ассоциируется с радостью, удовольствием и любимым делом. «Работа должна доставлять удовольствие и радость», - справедливо считают они.
Почти у такого же количества респондентов (11%) рабочий процесс вызывает противоположные ассоциации – каторга, ад, рабство, зло.
Для 6% опрошенных работа – это в первую очередь самореализация, возможность максимально раскрыть себя и свои таланты. Столько же респондентов (6%) убеждены, что работа – это прежде всего труд.
Ещё для 5% россиян работа – вынужденная и «не всегда приятная» необходимость. «Работа – это необходимость. Была бы возможность, вообще бы не работала», - рассуждают они.
У 4% россиян слово «работа» вызывает ассоциации исключительно с самим рабочим процессом: «Работа – она и есть работа»; «Работа, и не более»; «Просто работа».
Для 3% опрошенных работа – это возможность для самосовершенствования, получения новых знаний, «раскрытия внутреннего потенциала».
По 2% респондентов ассоциируют работу с независимостью, общением, занятостью и стабильностью.
Иные ассоциации предложили 19% россиян. Для них работа – это второй дом, цель, большая ответственность, внесение своей лепты в общее дело, стимул, рутина, карьера, успешная жизнь, отличное лекарство от лени и пр.
Интересно, что у женщин слово «работа» рождает более позитивные ассоциации, чем у мужчин. Так, дамы чаще ассоциируют работу не только с заработком, позволяющим им обеспечить себе достойный уровень жизни (36% против 26% среди мужчин), но, что не менее важно, с удовольствием (14% против 11%), самовыражением (9% против 4%) и общением с коллегами (4% против 1%).
Мужчины же чаще воспринимают работу просто как часть своей жизни (16% против 11% среди женщин), а также вкладывают в это слово негативные эмоции, утверждая, что работа для них – это каторга, ад, рабство или даже зло (12% против 9%).