aif.ru counter
47

Пропасть ЖКХ: почему нижегородцы недовольны своим жильём?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 25. Аргументы и Факты - Нижний Новгород 19/06/2013
Фото Татьяны Быковой

Жизнь на выгребной яме

Свежие цифры государственной статистики свидетельствуют: централизованным горячим водоснабжением обеспечены только 42% домохозяйств нашей области. Остальные греют воду газом, а то и дровами. Центральное отопление есть только в 62% жилья, коммунальная канализация - в 75%. Ванную или душ в жилье имеют 84% домохозяйств.

Вот так век нанотехнологий! Один из областных чиновников предложил нам не обращать внимания на эти цифры, потому что подавляющее количество домохозяйств, не обеспеченных удобствами, - частный сектор, каким он ещё может быть? Но ведь там живут люди, которые ничем не хуже обитателей домов-новостроек первой категории.

Сложно забыть, как несколько лет назад жители двух многоквартирных домов в пригороде Дзержинска едва не утонули в собственных фекалиях. Сточные воды домов №24 и 26 по улице Восточной стекают не в городскую канализацию, а в выгребную яму с септиком. Однажды в страшную жару она переполнилась и обслуживающая дом организация отказалась её опустошать. Чистая экономика: управляющая компания тратила на утилизацию стоков больше средств, чем собирала с жителей дома за водоотведение.

К слову, удовольствие это не из дешёвых. На полную очистку необходимы 100-150 тыс. рублей. Платежи жителей не покрывали эти расходы. Работать себе в убыток коммунальщики не могли. А жители домов буквально утопали в собственных стоках. Справлять нужду приходилось на улице. Так бы и жить людям, если бы депутат местной думы не оплатил очистку ямы… Сейчас организация, которая опустошает выгребные ямы, получает бюджетные дотации. Но сегодня они есть, а завтра - здравствуй, кризис - их нет.

Выходит, однажды поселив людей в неблагоустроенное жилье, власти зачастую забывают об их судьбе.

 

Фото Вадима Щуренкова

Перспектива - снос

Да что там Дзержинск, когда в центре столицы ПФО нё все ладно с коммунальными условиями!

- Думаю, на пару дней воды хватит, - вздыхает парень, снимающий квартиру в доме на улице Ильинской, 144. Он спешит домой из супермаркета с двумя пятилитровыми бутылями наперевес. Воду в его доме в очередной раз отключили без объяснения причин. Явление это в двухэтажной деревянной лачуге нередкое. А раз отключили холодную воду, то и горячей тоже нет: в квартирах лишь электрические водонагреватели.

- А не скажете, где узнать, когда нам воду включат? - поинтересовался наш собеседник.

Казалось бы, какая мелочь - отсутствие телефонов обслуживающей организации в доме, перспектива которого - снос! Но вот именно из таких мелочей и складывается наше общее недовольство всей системой ЖКХ.

К слову, один из важных показателей благополучия населения - степень его удовлетворённости условиями проживания. Нижегородстат пришёл к выводу: только половина опрошенных домохозяйств считает свои условия удовлетворительными или хорошими.

Чем же конкретно недовольны нижегородцы, когда речь заходит о состоянии ЖКХ?

53% населения отмечают необходимость проведения текущего ремонта, 62% не удовлетворены низким качеством питьевой воды, 35% - плохой шумоизоляцией (от соседей или с улицы), 22% - плохой освещённостью подъезда или подходов к дому.

И самое страшное, что ситуация с годами не меняется к лучшему. «АиФ-НН» прошлой осенью писал о жителях разрушающегося дома №22 по улице Новой в Нижнем Новгороде (вместо крыльца в одной из квартир на втором этаже долго была стремянка, сейчас - нечто шаткое, деревянное). Этот дом в центре Нижнего Новгорода власти уже давно признали аварийным, но до сих пор не расселили. Дом рушится от старости и уже давно превратился в настоящий испытательный полигон для его жителей. А коммунальщики только разводят руками.

- Мы десятки раз обращались во всевозможные инстанции, но помогать нам никто не хочет, - сокрушаются местные жители.

Официально

- Коммунальная инфраструктура требует масштабной модернизации и обновления не только в нашем регионе, но и в стране в целом. В Нижегородской области есть райцентры, где необходимо развивать системы водоснабжения и водоотведения, в частности Богородский, Бутурлинский, Вачский, Володарский, Городецкий, Лысковский, Лукояновский, а также Дзержинск и Шахунья, - сообщили «АиФ-НН» в региональном министерстве ЖКХ и ТЭК. - Природный газ есть в 46 районах региона из 52. продолжается газификация 6 северных районов (Шахунский, Шарангский, Ветлужский, Варнавинский, Тонкинский, Тоншаевский). В 2013 году продолжится газификация Уренского района: запланировано строительство межпоселковых газопроводов до посёлков Арья и Уста. Кроме этого, в 2013-2014 годах планируется газификация посёлка Ветлужский Краснобаковского района с возможностью продолжения строительства газопровода до посёлка Варнавино.

- Одной из главных проблем остаётся высокая изношенность основных фондов в сфере ЖКХ, - считают в министерстве. - Проводится работа по привлечению в коммунальный комплекс Нижегородской области стратегических инвесторов для модернизации основных фондов отрасли на основе государственно-частного партнёрства.

Личное мнение

Эмма ФЕЛЬДШТЕЙН, руководитель правозащитного центра:

- Приведение в порядок старого жилья - это, как правило, полный капитальный ремонт с выселением жителей на период ремонта во временное жильё, причём на длительный срок. Такой ремонт бывает дороже нового строительства, а иногда по техническим причинам просто невозможен. Проще и дешевле снести такие дома, а жителей переселить в новые квартиры.

Значительная часть многоквартирных домов без традиционных удобств, как правило, аварийные. Однако такого статуса нужно ещё добиться. Для расселения аварийных домов государство выделяет приличные средства. Но, как мы узнаём из СМИ, деньги не всегда и не везде используются эффективно и по назначению.

Что касается качества содержания и текущего ремонта типичных многоквартирных домов, предоставления коммунальных услуг, то это сфера совместной ответственности управляющих, обслуживающих, коммунальных компаний и граждан, преимущественно собственников жилья. Система отношений прописана в нормативных документах, но не выстроена реально. Не всё, что написано в законах, осуществимо. Деньги, которые идут нескончаемым потоком от потребителей жилищно-коммунальных услуг, зачастую становятся большим соблазном для распорядителей. Мало того, качество этих услуг, как правило, не выдерживает критики. А бюджет семей не выдерживает постоянно растущих монопольных цен, при полном фактическом отстранении потребителей от контроля цен и качества услуг. Лучший регулятор цен - конкуренция. Но только цивилизованная, с открытой информацией. Там, где по техническим причинам пока конкуренция невозможна (в сфере коммунальных услуг), должна быть полная открытость информации, позволяющая реально контролировать цено-образование, качество и количество услуг, и эффективная антимонопольная и антикоррупционная политика. Сегодня её нет.

Компетентно

Ольга КЛИМИНА, директор фонда жилищного просвещения «Ассоциация ТСЖ Нижнего Новгорода»:

- Удовлетворённость условиями проживания, конечно, характеризует состояние ЖКХ, хотя это чисто субъективная оценка.

От чего зависит этот показатель? Во многом - от сложившегося диалога между жителями и коммунальщиками. Если между сторонами есть согласие, есть хотя бы понимание, то ведь жители на многое могут закрывать глаза.

К слову, недавно делалось исследование, как нижегородцы оценивают качество работы домоуправляющих компаний. О качестве коммунального сервиса в немалой степени говорит информационная открытость ДУК. О ней можно судить по их ежегодным отчётам. Вернее даже - по тому, в какой форме коммунальщики отчитываются перед населением.

Выяснилось: жители недовольны отчётами ДУКов. Одной расклейки листков с цифрами на подъездах, видимо, явно недостаточно. Более того, люди сочли это неким знаком неуважения.

Желательно детально разъяснять собственникам, сколько средств собрано с них и на какие цели деньги израсходованы. По возможности нужно обосновывать каждую сумму. Коммунальщикам следует находить время на то, чтобы выходить во дворы, инициировать общие собрания. Большинству нижегородских управляющих компаний не по силам такое взаимодействие! Заметьте, люди жалуются не столько на плохую работу управляющих организаций, сколько на отсутствие с их стороны внимания и адекватной реакции на запросы жителей. Отсутствие должного информирования жителей - это серьёзный недостаток в работе. Вот из таких кубиков и складывается общее представление населения о ситуации в ЖКХ.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах