aif.ru counter
32

Высотное строительство ...образования

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 31. Аргументы и факты - Нижний Новгород 04/08/2010

«Русский мужик долго запрягает, но быстро едет», говорят в народе. К сожалению, этот «национальный» принцип - основная причина наших экономических неудач: к тому времени, когда инновации приходят на завод или стройку, это уже не инновации.

«Жизнь постоянно меняется. Состояние экономики, образования, бизнеса должно ей соответствовать», - считает Владислав БОРОДАЧЁВ, проректор по дополнительному профессиональному образованию ННГАСУ.

Школа гастарбайтеров

Ещё будучи студентом, он прошёл хорошую школу - руководителей, организаторов, педагогов, строителей. Секретарь Горьковского обкома комсомола Владислав Бородачёв занимался решением насущных вопросов образования, воспитания, трудоустройства молодёжи. Это была школа самостоятельности, аналогов которой сейчас, наверное, нет.

- Без лишнего пафоса, комсомол предоставлял каждому возможность реализоваться как личности, - говорит проректор. - Я ей воспользовался в полной мере.

Как секретарь по учебной работе, Бородачёв определённое время курировал работу школ, вузов, студенческих стройотрядов, поэтому тонкости организации учебного и рабочего процесса знал «от и до».

- В Союзе был дефицит рабочей силы, в особенности чернорабочих, - говорит Бородачёв. - А студенчество - та социальная группа, которая обеспечивала срочность и интенсивность выполнения работы. Поэтому у стройотрядовцев всегда была возможность не только пройти отличную практику, но и заработать хорошие деньги.

Попытки возродить стройотрядовское движение в новом веке пока не столь успешны. После упадка 90-х промышленность и строительство стали функционировать на принципиально новой технической, управленческой основе.

- Нужно понимать, что новая реальность требует новых правил игры, - объясняет наш герой. - И раз теперь место студентов заняли гастарбайтеры, придётся искать новые возможности поучиться и поработать. А они всегда есть.

Ковали рыночные кадры

Умение отследить и проанализировать изменения, происходящие вокруг, никак иначе, кроме как чутьём, не назовёшь. У мудрого политика, промышленника, общественного деятеля это чутьё должно быть априори, считает Владислав Бородачёв. Тогда и кризис не будет шоком.

- Конечно, я не думал, что жизнь так изменится, - говорит он о развале СССР. - В конце 80-х я преподавал студентам кораблестроительного факультета, в Высшей партийной школе читал лекции по научно-техническому прогрессу…

Развалился союз - и ВПШ стали одну за другой закрывать. Бородачёва, который пытался сохранить нижегородскую ВПШ, перепрофилировав в социально-политический институт, называли «красным профессором».

- Людей, занимавшихся творчеством, создавших новые программы, просто выгнали, - говорит он.

Распрощавшись с прошлым, Бородачёв создаёт и возглавляет «Научно-консультационный центр «Приватизация» при КУГИ Нижегородской области, открывает кафедру управления имуществом в ГИСИ и на её базе Нижегородский филиал Института приватизации и управления. Там куются новые постперестроечные кадры - специалисты всех возрастов и должностей. Рейтинг нижегородских «учителей приватизации» растёт как на дрожжах, и через год Нижегородский филиал ИПУ - лучший в России.

- Мы обеспечивали кадрами рыночную экономику, - говорит Владислав Бородачёв, - разрабатывали новые программы обучения. Темпы внедрения нового были экстремальными. Три дня я изучал тему, три дня мы искали преподавателя, через неделю открывали новый учебный курс.

Бизнес-школа создавалась на основе лучшего отечественного и зарубежного опыта. Нижегородцы постоянно стажировались у авторитетов мирового бизнес-образования: в Центрально-Европейском университете, в Ирландии, в школах бизнеса в Фонтенбло (Франция), в Лозанне (Швейцария), в учебном центре в Варшаве и лучших учебных заведениях США.

К работе в новых условиях пытались приучить вузовских преподавателей. Но их теория, к сожалению, не вязалась с новой действительностью. Поэтому почти 90% лекторов были практиками.

- Мы и учились, и учили сами, - говорит Бородачёв. - Будучи единственным нестоличным филиалом института приватизации, мы не имели права халтурить.

Ответственность по Чингисхану

«Под действительность» перековывается вся система высшего образования. Практически каждый технический вуз, в том числе ГИСИ, развивает гуманитарные специальности и становится сначала академией, затем - университетом.

- Постепенно финансистов, менеджеров, маркетологов стали растить и другие, - говорит Владислав Владимирович. - Поэтому сейчас у нас перепроизводство таких специалистов.

В 2008 году строительные организации вслед за юристами, бухгалтерами, адвокатами, антикризисными управляющими начинают переход к саморегулированию.

- Саморегулирование - объединение профессионалов, которое развивается по своим законам, - объясняет Бородачёв. - Мы решаем вопросы, требующие комплексного взаимодействия образовательных учреждений с работодателями и органами власти. Это принципиально новая форма взаимодействия различных компаний, отраслей, выгодная всем: вузы растят кадры, которые «заказывает» строительная организация исходя из требований времени.

По словам Бородачёва, в идеале саморегулирование - лучший способ минимизировать бюрократию и коррупцию. Ведь в организации, где все друг другу знакомы, не стеснены госстандартами и гослицензиями и, соответственно, не заторможены бюрократией, сжульничать трудно. С другой стороны, если схалтурит кто-то один, расплачиваются все.

- У нас, например, требования экологической безопасности значительно жёстче, чем в Германии, - комментирует Бородачёв. - При этом у них экологическая обстановка гораздо лучше. Ведь немцы тратятся на новые технологии, а мы - на взятки. Но я надеюсь, что мы переломим эту ситуацию.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах