«Московская» и «Горьковская» – только эти две станции метрополитена приносят прибыль в бюджет Нижнего Новгорода. Остальные 13 – убыточные. Об этом на заседании комиссии по транспорту регионального парламента сообщил министр транспортного и дорожного хозяйства области Павел Саватеев.
Брешь в 700 млн руб.
Основная причина нерентабельности подземки – низкая стоимость проезда, 28 руб. (а при оплате безналом – 26 руб.). Тариф не менялся три года. Между тем себестоимость поездки в метро, по словам министра, 56 руб.
Разницу оплачивает казна. Нижегородское метро в год недополучает около 700 млн руб. Эти деньги необходимы на текущий ремонт сложного технического объекта. Строительство новых станций нижегородского метрополитена ни город, ни область не «тянут». На это нужны миллиарды средств из федерального бюджета, а их пока нет, хотя нижегородцы хотят, чтобы подземка прирастала новыми станциями.
В Сормове метро не дотянули до центра района и густонаселённых микрорайонов, хотя люди не теряли надежды.
«Наш Седьмой микрорайон со всех сторон окружён железнодорожными переездами, их постоянно закрывают, – говорит сормович Алексей Миронов. – Мы задыхаемся в пробках без метро! Уже в 6.30 утра затор на ул. Коминтерна достигает Московского шоссе. Обещали же, что от «Буревестника» построят ещё восемь станций».
Однако проектная документация есть для строительства станций в совершенно других частях города – «Оперный театр» в центре и «Волга» на Мещере. На них уже готова проектная документация, но о планах строительства и этих станций тоже ничего не известно.
Спасёт пассажиропоток
Метро в Нижнем Новгороде должно развиваться, считает директор консалтинговой компании Юрий Кузьмичёв. Чем шире будет сеть, тем станции будут рентабельнее. Но для этого станция должна быть максимально близкой к тем точкам, где человек садится в наземный общественный транспорт.
«Это общемировая практика: станции, которые находятся в спальных районах, убыточны, – рассуждает Юрий Кузьмичёв. – Основной пассажиропоток – на пересадочных узлах, вроде «Горьковской» и «Московской». Общественный транспорт во многих странах мира – это дотационная вещь, которая содержится на налоги граждан, поскольку это необходимая инфраструктура, без неё жизнь в городе замрёт».
Кандидат экономических наук, специалист по вопросам устойчивого развития городов, доцент кафедры ЮНЕСКО ННГАСУ Александр Иванов рассказал «АиФ-НН», что метро не станет панацеей от транспортных проблем для города.
«Подземка окупается только при высокой плотности населения. В нашем городе с начала 1990-х плотность упала в полтора раза, – продолжает Александр Иванов. – Разумно достроить станцию «Волга» в микрорайоне Мещерское озеро. Там самая высокая плотность населения в городе, и это единственное место, где дорогостоящее строительство станции компенсирует большой пассажиропоток. Всю систему метро нужно объединять с наземным транспортом, создав пересадочные узлы».
Павел Саватеев также сообщил, что развивать городское метро будут, создавая пересадочные узлы у станций метро, отменяя дублирующие метро маршруты наземного транспорта.